Сибирские Огни № 005 - 1991

не посмел даже заикнуться ни один сочинитель детективных поо- изведений. и м. Черненок как раз и принадлежит к числу авторов, которые большинство своих произведений написали в период застоя, в пе­ риод, когда в лучшем случае можно было говорить полуправду О многом приходилось тогда попросту умалчивать, о многом лишь слегка, «тонко» намекать, так тонко, чтобы сверхбдительная цензу­ ра не сумела бы обнаружить в этом намеке ничего порочащего ни­ чего очерняющего наше «самое справедливое» общество. Казалось бы, эти детективные сочинения не могут сейчас представлять сколь­ ко-нибудь значительного интереса уже хотя бы потому что в них расследуются преступления, по нынешним меркам, весьма зауряд- ные, а сами правонарушители (в сравнении с тем же Адыловым) выглядят просто мелкими пакостниками. И, тем не менее, произве­ дения эти с охотой читаются и сейчас, о' чем свидетельствуют мно­ гочисленные переиздания «старых» детективов М. Черненка, поль­ зующихся, как уже было сказано, по-прежнему огромным спросом. Объясняется это, конечно, прежде всего тем, что детективные по­ вести М. Черненка не просто завлекательное чтиво, но добротная, крепкая художественная проза. Однако есть здесь, на мой взгляд, еще один существенный момент. Сейчас, когда официально на всех уровнях признано, что у нас существуют и организованная пре­ ступность, и мафия, и коррупция, когда мы куда полнее осведом­ лены о криминогенной обстановке в стране, любопытно посмотреть на детективы застойных лет глазами человека нашего времени, прочесть их, что называется, по-современному. И вот это современ­ ное прочтение вдруг со всей очевидностью обнаруживает: в лучших детективных произведениях семидесятых — начала восьмидесятых годов уже и видны и вскрыты ростки тех негативных явлений, ко­ торые так потрясли в середине восьмидесятых нашу обществен­ ность. Думается, к таким «провидческим» детективным сочинениям, которые как бы уже подготавливали нас к восприятию «феноме­ нов» Рашидова, Чурбанова, Адылова и иже с ними, с полным пра­ вом можно отнести повести М. Черненка «Ставка на проигрыш» и «Последствия неустранимы» — лучшие, на мой взгляд, вещи, напи­ санные им в злосчастную эру 'застоя. В обоих повестях расследуют­ ся, как то и положено во всяком «классическом» детективе, зага­ дочные убийства, и в обоих, наряду с криминальным расследовани­ ем, дается трезвый, беспощадный анализ социальных аномалий, создающих режим наибольшего благоприятствования для комбина­ торов самых различных мастей и рангов. В «Ставке на проигрыш» Антон Бирюков, получивший повыше­ ние по службе и переведенный в областное управление внутренних дел, участвует в раскрытии чрезвычайно сложного и запутанного дела, связанного с гибелью молодой женщины. Не стану вдаваться в подробности самой уголовной фабулы, скажу только, что в сю­ жетном плане повесть «Ставка на проигрыш» одна из самых на­ пряженных и увлекательных (недаром вскоре после появления в «Сибирских огнях» она вышла отдельными изданиями в Венгрии, Болгарии, США, в других странах). Писатель до филигранной тон­ кости отшлифовывает каждый сюжетный ход, и потому повесть, да простят мне это банальное сравнение, напоминает гроссмейстер­ скую шахматную партию, полную блестящих комбинаций, непред­ сказуемых поворотов, захватывающих «жертв качества». А в роли гроссмейстеров, если продолжить шахматную аналогию, выступа­ ют, с одной стороны, молодой, но уже достаточно опытный, хват-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2