Сибирские Огни № 005 - 1991
не посмел даже заикнуться ни один сочинитель детективных поо- изведений. и м. Черненок как раз и принадлежит к числу авторов, которые большинство своих произведений написали в период застоя, в пе риод, когда в лучшем случае можно было говорить полуправду О многом приходилось тогда попросту умалчивать, о многом лишь слегка, «тонко» намекать, так тонко, чтобы сверхбдительная цензу ра не сумела бы обнаружить в этом намеке ничего порочащего ни чего очерняющего наше «самое справедливое» общество. Казалось бы, эти детективные сочинения не могут сейчас представлять сколь ко-нибудь значительного интереса уже хотя бы потому что в них расследуются преступления, по нынешним меркам, весьма зауряд- ные, а сами правонарушители (в сравнении с тем же Адыловым) выглядят просто мелкими пакостниками. И, тем не менее, произве дения эти с охотой читаются и сейчас, о' чем свидетельствуют мно гочисленные переиздания «старых» детективов М. Черненка, поль зующихся, как уже было сказано, по-прежнему огромным спросом. Объясняется это, конечно, прежде всего тем, что детективные по вести М. Черненка не просто завлекательное чтиво, но добротная, крепкая художественная проза. Однако есть здесь, на мой взгляд, еще один существенный момент. Сейчас, когда официально на всех уровнях признано, что у нас существуют и организованная пре ступность, и мафия, и коррупция, когда мы куда полнее осведом лены о криминогенной обстановке в стране, любопытно посмотреть на детективы застойных лет глазами человека нашего времени, прочесть их, что называется, по-современному. И вот это современ ное прочтение вдруг со всей очевидностью обнаруживает: в лучших детективных произведениях семидесятых — начала восьмидесятых годов уже и видны и вскрыты ростки тех негативных явлений, ко торые так потрясли в середине восьмидесятых нашу обществен ность. Думается, к таким «провидческим» детективным сочинениям, которые как бы уже подготавливали нас к восприятию «феноме нов» Рашидова, Чурбанова, Адылова и иже с ними, с полным пра вом можно отнести повести М. Черненка «Ставка на проигрыш» и «Последствия неустранимы» — лучшие, на мой взгляд, вещи, напи санные им в злосчастную эру 'застоя. В обоих повестях расследуют ся, как то и положено во всяком «классическом» детективе, зага дочные убийства, и в обоих, наряду с криминальным расследовани ем, дается трезвый, беспощадный анализ социальных аномалий, создающих режим наибольшего благоприятствования для комбина торов самых различных мастей и рангов. В «Ставке на проигрыш» Антон Бирюков, получивший повыше ние по службе и переведенный в областное управление внутренних дел, участвует в раскрытии чрезвычайно сложного и запутанного дела, связанного с гибелью молодой женщины. Не стану вдаваться в подробности самой уголовной фабулы, скажу только, что в сю жетном плане повесть «Ставка на проигрыш» одна из самых на пряженных и увлекательных (недаром вскоре после появления в «Сибирских огнях» она вышла отдельными изданиями в Венгрии, Болгарии, США, в других странах). Писатель до филигранной тон кости отшлифовывает каждый сюжетный ход, и потому повесть, да простят мне это банальное сравнение, напоминает гроссмейстер скую шахматную партию, полную блестящих комбинаций, непред сказуемых поворотов, захватывающих «жертв качества». А в роли гроссмейстеров, если продолжить шахматную аналогию, выступа ют, с одной стороны, молодой, но уже достаточно опытный, хват-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2