Сибирские Огни № 005 - 1991
районе нужную книгу... Так почему же районный специалист, име ющий образование, должен становиться бессребреником. Почему он не должен быть вознагражден за лишения, вызванные районной спецификой?». И вот, чтобы компенсировать это отсутствие «высшей культу ры», Станислав Яковлевич предается неистовому накопительству, доходя порой в своем рвении до полного маразма. Так, он подби вает жену на фиктивный развод, чтобы получить себе квартиру, а затем, когда жена продает за восемь тысяч дом (Крохины до развода жили в собственном доме), снова сходится с ней и, «за гнав» квартиру,- выстраивает новый особняк. Он не брезгует даже приторговывать в ночное время водкой и, конечно же, когда под ворачивается шанс провернуть махинацию с лотерейным билетом, — и эту возможность не упускает. Но сия афера оказывается по следней в списке жлобских предпринимательств Станислава Яков левича. Будучи изобличенным, прижатым к стене, он не выдержи вает и кончает самоубийством. Словом, интересная и поучительная история раскрывается по ходу расследования дела о кухтеринских бриллиантах. Но вместе с тем история эта оказалась весьма поучительной и для самого ав тора, ибо лишний раз подтвердила: настоящий детектив получается только тогда, когда герой-сыщик вступает в противоборство с лич ностью крупной, незаурядной, с человеком, олицетворяющим в себе какое-то серьезное негативное явление нашей, такой еще далекой от совершенства, повседневности. К счастью, читательский, «коммерческий» успех «Кухтеринских бриллиантов» не сбил М. Черненка с толку, не вскружил ему го лову. Писатель, как видно, и сам почувствовал и понял, что этой его вещи недостает социальной глубины и насыщенности. И, навер ное, не случайно почти все последующие произведения М. Чернен ка написаны с явным тяготением, с претензией в хорошем смысле слова на «социальность». Почти в каждом из них видно стремление не только вывести на чистую воду очередного проходимца и него дяя, но непременно понять и выяснить: а что именно, какая именно «среда обитания» поставляет обществу этих злостных правонару шителей, какие обстоятельства и условия способствуют их форми рованию и процветанию? Но прежде чем перейти к предметному разговору о повестях, вышедших после «Кухтеринских бриллиантов», позволю себе сде лать небольшое отступление. В последнее время у нас начинает складываться мнение, что, мол, детектив утратил свою былую ма гическую притягательность. Мол, нынешняя уголовно-судебная публицистика выдает такие «сюжеты», которые не способен выду мать ни один завзятый детективщик. Одно только дело Адылова чего стоит? А сколько таких адыловых породила мерзопакостная эпоха застоя с ее пышным «букетом» негативных явлений? Пола гаю, свой резон в подобного рода суждениях есть. У детектива и в самом деле появился сейчас серьезный конкурент в лице судеб ного очерка, и очерки эти читаются нередко с неменьшим (если не с большим) интересом, чем произведения даже самых популярных сочинителей детективной беллетристики. К тому же нынешние су дебные очерки содержат в себе мощный разоблачительный заряд: в сравнении с «вымышленными» детективами они имеют то несом ненное преимущество, что в них все правда, все основано на неоп ровержимых фактах и свидетельствах. В них предаются гласности такие криминальные тайны и дела, о которых еще лет 5-6 назад
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2