Сибирские Огни № 005 - 1991

тективного жанра. Дело в том, что герой-сыщик и герой-преступ­ ник находятся в заведомо неравных условиях. Первый действует строго в пределах своей компетенции, демонстрируя лишь профес­ сиональную сноровку и хватку, он, фигурально выражаясь, пред­ стает перед читателем в мундире, застегнутом на все пуговицы. Второй же, как лицо подозреваемое, гонимое и преследуемое, под­ вергается тщательному досмотру и обследованию, его, грубо гово­ ря, потрошат прямо на наших глазах, выясняя все и вся, связан­ ное и с прошлой его жизнью, и с условиями, в которых он рос-вос- питывался, и с его человеческими слабостями и дурными привыч­ ками. И не стать многогранной личностью после таких экспертиз просто невозможно. А что же до личностей самих экспертов, то они, как уже сказано, всего-навсего исполняют свой служебный долг, потому и образы их запечатлеваются в нашей памяти лишь как фигуры более-менее добросовестных функционеров. Есть здесь и еще один нюанс. Герой-сыщик непременно должен быть челове­ ком кристально безупречным, порядочным, принципиальным, ибо если он таковым не будет, не будет детектива вообще. Это —тоже один из незыблемых канонов жанра, одно из его жестких условий. Другое дело, чтобы условие это не обернулось условностью, и тут, разумеется, все зависит от таланта писателя, от его умения, поль­ зуясь даже ограниченными возможностями, нарисовать живую правдоподобную фигуру. Удается это далеко не каждому — вот почему из огромной шеренги героев-сыщиков мы выделяем лишь единицы: того же комиссара Мегрэ, Эркюля Пуаро, Анискина, Жеглова в блистательном исполнении В. Высоцкого и еще не бо­ лее пяти-шести персонажей... Какое место в этом клубе знамени­ тых сыщиков занимает Антон Бирюков, судить не берусь. Могу с полным правом утверждать лишь одно: герой М. Чернешш — не условность, не мертворожденная схема, а вполне реальный, зри­ мый и осязаемый человек. Ведь кто такой Антон Бирюков? Это обычный рядовой сотрудник районной милиции, выросший в тех же местах, где ему приходится работать. Мы хорошо, «в лицо» знаем и его родителей, и нестареющего деда Матвея, главу ува­ жаемого в районе рода Бирюковых, и его земляков, и товарищей по школе. И вот именно это ощущение, неразрывности Антона с его «родовой», с родным селом, с друзьями детства и дает ему тот «статус» реального, земного существования, без которого любой персонаж просто немыслим как живая личность. Потому и чита­ тель воспринимает его как «своего парня», потому и не в претен­ зии к писателю, когда Антон Бирюков в каждой очередной повести не столько раскрывает свои чисто .человеческие качества, сколько демонстрирует свою, крепнущую от «дела к делу», профессиональ­ ную сноровку и умелость. И насколько быстро растет и мужает Антон как сыщик-профес­ сионал, мы видим уже в следующей повести «Поручается уголов­ ному розыску» (позднее выходила под названием «С субботы на воскресенье»). ...В небольшом районном городке происходит ограбление пром­ товарного магазина. И не успевают еще работники уголовного ро­ зыска как следует разобраться в случившемся, допросить свидете­ лей и подозреваемых, как в органы внутренних дел области начи­ нают одна за одной поступать новые «сенсации». Погибает от кри­ минального аборта женщина, только что вернувшаяся с курорта; неизвестные молодые люди подпаивают с помощью снотворного официантку кафе «Космос» и затем пытаются ее изнасиловать, на девушку — невесту одного из подозреваемых в ограблении мага

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2