Сибирские Огни № 005 - 1991
pax. Журнал, как выяснилось, вел очередную подписную кампанию и тоже был весьма заинтересован в хорошем, добротном детективе на «местном» материале. Так в №№ 1, 2 «Сибирских огней» за 1974 год появилась пер вая повесть из хорошо ныне известного цикла «Следствием уста новлено». «Тайна старого колодца» многое определила в писательской ма нере, творческих притязаниях М. Черненка. Повесть эта читается и воспринимается, во многих своих главах не столько как детектив, сколько как обычная, добротная деревенская проза. Живо, сочно, с юмором описывает М. Черненок село Ярское и его обитателей. Причем каждый из выведенных типов, право, достоин того, чтобы ему было уделено персональное внимание. Здесь и деревенский краснобай Кузьмич по прозвищу Слышка, умеющий подать и раз украсить любую историю, любой «аналогичный» случай в самых невероятных подробностях, и местный бузотер и склочник Проня Тодырев, и угрюмый, нелюдимый с виду, но добрейший по натуре Виктор Столбов, и красавица-певунья завптицефермой Марина Зорькина, своего рода гордость села. Казалось бы, живут самые обыкновенные люди, занимаются немудрящим своим делом кресть янским. Как вдруг обыденность эта «взрывается» самым неожи данным образом — в старом, заброшенном колодце обнаруживают останки человеческого трупа. Весть эта, естественно, мигом разно сится по селу, порождая всевозможные слухи, сплетни, кривотолки. И каждая из этих доморощенных версий требует тщательной про работки и проверки. М. Черненок показывает, что тихая, сонная с виду деревенская жизнь полна подспудных конфликтов, что иные люди, живущие по соседству и знающие друг дружку буквально с детства, таят в душах и зависть, и злобу, которые будто только и ждут часа своего, чтобы прорваться наружу. Трагическое проис шествие будто лучом пронизывает каждого и не только выявляет, «кто есть кто», но и высвечивает всю степень людской мерзости либо, напротив, человеческого благородства. К примеру, Проня, по битый накануне принародно в клубе Виктором за очередное свое «выступление», не преминул тут же выдать «версию», будто неиз вестного моряка, чьи останки обнаружили в колодце, пришил имен но Столбов. Председатель же колхоза Чернышев горой стоит за Виктора, отводит от него все и всяческие подозрения, прямо утвер ждая, что этот прямодушный парень никогда бы не пошел на такое дело. «Тайна старого колодца» интересна именно вот этим — пока зом, как чрезвычайное происшествие вдруг все переворачивает в тихом, далеком сибирском селе с его, казалось бы, прочно устояв шимся укладом, вносит непривычную смуту, сумятицу, меняя на какое-то время по сути весь его нравственный облик. Не случайно по ходу расследования этого темного, мутного де ла М. Черненка все время «заносит» в сторону от детективной ко леи, не случайно он вводит в повествование и вставные жанровые сценки, отменно разыгрываемые жителями Ярского, и даже чисто деревенские байки. Но это ничуть не ослабляет, не обедняет соб ственно детектизную интригу, напротив, всякого рода слухи и кри вотолки, которые автор фиксирует и доводит до сведения читате ля, делают ее, интригу, еще более запутанной, заковыристой. Но именно здесь и сказывается тонкое, умное владение автором тай нами и премудростями детективного жанра. Ведь вся прелесть и притягательность детектива в том и состоит, чтобы предложить читателю несколько версий, заставить его самого подумать, поло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2