Сибирские Огни № 005 - 1991

ли, знают, что писать Михаил Яковлевич начал очень поздно- пер­ вая его детективная повесть появилась в 1974 году, когда ему бы­ ло уже за сорок. М. Черненок пришел в литературу человеком зрелым, умудренным жизненным опытом. Речник по профессии, он долгое время работал в Томском управлении Обского пароходства — сна­ чала инспектором судоходства, затем старшим диспетчером пасса­ жирского флота, на протяжении многих лет исполнял обязанности заседателя в суде. И вот именно там, на судебных заседаниях, где ему довелось ознакомиться со множеством дел, увидеть «живьем» десятки преступников и правонарушителей самых разных мастей и рангов, и зародились сюжеты большинства его произведений. Написал М. Черненок тоже немало. За семнадцать лет профес­ сиональной литературной работы им выпущено более двух десят­ ков книг (считая зарубежные издания). «Урожай», прямо скажем, почти рекордный, особенно если учесть, что М. Черненок, как почти все рядовые советские писатели, является заложником нашей аб­ сурдной издательской системы, запрещающей выпускать автору бо­ лее двух книг в год. Тут так и хочется задаться вопросом: интерес­ но, а что бы делал Сименон со своими двумястами романами, живи он в нашей стране? Неужто при его жизни было бы напечатано всего 60—70 книг, а остальные вышли бы посмертно? Я, естественно, не рискну утверждать, что М. Черненок по пло­ довитости сравнялся бы с Сименоном, не будь у нас Госкомиздата и прочих контролирующе-распределительных органов. Но совер­ шенно очевидно — и это подтверждает сам М. Черненок, с которым автору данной статьи приходилось немало общаться, — практика издательской уравниловки отнюдь не вдохновляет рядового члена СП, не способствует его творческому росту и, главное, ставит его в унизительное, зависимое положение от любого издательского чи­ новника. Эту свою давнюю боль и обиду М. Черненок косвенным образом выразил в повести «Ставка на проигрыш». Есть там у не­ го прелюбопытная главка, где показаны быт и нравы «черного» книжного рынка, где колоритно описаны «короли» и «жучки» под­ польного книжного бизнеса. И вот среди этих деляг мы встречаем некоего очкастого субъекта с объемистым баулом. «Интеллигент» — так зовут его завсегдатаи книжной барахолки — изобрел ориги­ нальный способ стрижения купонов на почве книжного дефицита. Он самолично перевел все неизданные у нас романы Ж- Сименона, сам отпечатал их на машинке и теперь дает их напрокат всем же­ лающим: «Платишь двадцать пять рублей залога и можешь неделю зачитываться. Возвращаешь — из залога удерживается пятерка за амортизацию произведения». Написано это еще в 1979 году, но и спустя десять с лишним лет все остается, как видим, по-прежнему. По-прежнему детективы ос­ таются самым «ходовым товаром», принося ловким коммерсантам от книгобизнеса огромные прибыли, в то время как наши издатель­ ства все перестраиваются да перестраиваются. Большим спросом пользуются и книги М. Черненка (высоко, кстати, котирующиеся и на «черном» рынке), и это — лишнее сви­ детельство его негаснущей популярности, которая, к слову сказать, завоевана рестно, без всяких протекций и покровительства. И мне бы хотелось рассказать, как началась собственно литературная дея­ тельность М. Черненка, как и при каких «загадочных обстоятель­ ствах» появилась его первая повесть. В . начале 70-х годов Михаил Яковлевич по семейным обстоя­ тельствам вернулся из Томска на родину в Тогучинский район Новосибирской области и стал сотрудником местной газеты «Ле

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2