Сибирские Огни № 005 - 1991
ли, знают, что писать Михаил Яковлевич начал очень поздно- пер вая его детективная повесть появилась в 1974 году, когда ему бы ло уже за сорок. М. Черненок пришел в литературу человеком зрелым, умудренным жизненным опытом. Речник по профессии, он долгое время работал в Томском управлении Обского пароходства — сна чала инспектором судоходства, затем старшим диспетчером пасса жирского флота, на протяжении многих лет исполнял обязанности заседателя в суде. И вот именно там, на судебных заседаниях, где ему довелось ознакомиться со множеством дел, увидеть «живьем» десятки преступников и правонарушителей самых разных мастей и рангов, и зародились сюжеты большинства его произведений. Написал М. Черненок тоже немало. За семнадцать лет профес сиональной литературной работы им выпущено более двух десят ков книг (считая зарубежные издания). «Урожай», прямо скажем, почти рекордный, особенно если учесть, что М. Черненок, как почти все рядовые советские писатели, является заложником нашей аб сурдной издательской системы, запрещающей выпускать автору бо лее двух книг в год. Тут так и хочется задаться вопросом: интерес но, а что бы делал Сименон со своими двумястами романами, живи он в нашей стране? Неужто при его жизни было бы напечатано всего 60—70 книг, а остальные вышли бы посмертно? Я, естественно, не рискну утверждать, что М. Черненок по пло довитости сравнялся бы с Сименоном, не будь у нас Госкомиздата и прочих контролирующе-распределительных органов. Но совер шенно очевидно — и это подтверждает сам М. Черненок, с которым автору данной статьи приходилось немало общаться, — практика издательской уравниловки отнюдь не вдохновляет рядового члена СП, не способствует его творческому росту и, главное, ставит его в унизительное, зависимое положение от любого издательского чи новника. Эту свою давнюю боль и обиду М. Черненок косвенным образом выразил в повести «Ставка на проигрыш». Есть там у не го прелюбопытная главка, где показаны быт и нравы «черного» книжного рынка, где колоритно описаны «короли» и «жучки» под польного книжного бизнеса. И вот среди этих деляг мы встречаем некоего очкастого субъекта с объемистым баулом. «Интеллигент» — так зовут его завсегдатаи книжной барахолки — изобрел ориги нальный способ стрижения купонов на почве книжного дефицита. Он самолично перевел все неизданные у нас романы Ж- Сименона, сам отпечатал их на машинке и теперь дает их напрокат всем же лающим: «Платишь двадцать пять рублей залога и можешь неделю зачитываться. Возвращаешь — из залога удерживается пятерка за амортизацию произведения». Написано это еще в 1979 году, но и спустя десять с лишним лет все остается, как видим, по-прежнему. По-прежнему детективы ос таются самым «ходовым товаром», принося ловким коммерсантам от книгобизнеса огромные прибыли, в то время как наши издатель ства все перестраиваются да перестраиваются. Большим спросом пользуются и книги М. Черненка (высоко, кстати, котирующиеся и на «черном» рынке), и это — лишнее сви детельство его негаснущей популярности, которая, к слову сказать, завоевана рестно, без всяких протекций и покровительства. И мне бы хотелось рассказать, как началась собственно литературная дея тельность М. Черненка, как и при каких «загадочных обстоятель ствах» появилась его первая повесть. В . начале 70-х годов Михаил Яковлевич по семейным обстоя тельствам вернулся из Томска на родину в Тогучинский район Новосибирской области и стал сотрудником местной газеты «Ле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2