Сибирские Огни № 005 - 1991
преклоняться ^аже его враги... Вы можете уничтожить митрополи та, но не в ваших силах отказать ему в мужестве и высоком бла городстве мысли и поступков. Доказательства виновности нет, фак тов нет, в сущности нет обвинения, и все же ужас творится, впе реди пропасть смерти, куда влекут этих людей. Чья рука подтал кивает их?.. Живой митрополит вам кажется опасным, но мертвый — он во сто крат опаснее для вас... Не забывайте, на крови муче ников растет и крепнет. Церковь, — не творите мучеников...» Заключительное слово митрополита: он сказал, что к своему об винению он относится спокойно, но не может отнестись спокойно к тому, что его здесь называют «врагом народа». «Я верный сын своего народа, люблю и всегда любил его. Я жизнь свою ему отдал, и я счастлив тем, что простой народ мне платит той же любовью. Он же поставил меня на то место, кото рое я занимаю в Православной Церкви». Далее в отношении обвиняемых он говорил: «Распоряжения им даны мною, они должны были подчиняться. Они не виноваты». «Я, — закончил он, — говорю бездоказательно, но я ведь гово рю в последний раз в жизни, а такому человеку обычно верят». На вопрос председателя — что Вы 'скажете о себе? — Митропо лит встал и сказал: «Что же я могу о себе сказать... Я не знаю, что вы скажете в своем приговоре — жизнь или смерть. Но что бы вы ни сказали, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (Митрополит широко пе рекрестился) и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все!» 5 июля 1922 года был вынесен приговор: «к расстрелу». А в ночь с 12-го на 13-е августа митрополит Вениамин и с ним архи мандрит Сергий, 10. П. Новицкий, И. М. Ковшаров были увезены из тюрьмы и расстреляны в нескольких верстах от Петрограда. (Народная молва утверждает, что он был утоплен в Неве.) ЦК по миловал 6 человек: еп. Венедикта, Н. Н. Чукова (впоследствии м. Григорий), Л. К- Богоявленского, М. П. Чельусова, Н. Ф. Огне ва, Н. А. Елачич — смертный приговор был заменен тюремным за ключением. Выдержка из письма м. Вениамина одному из петроградских священников (из тюрьмы): «...В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и вос хищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать то, что они пережили. Времена переменились, открывается возможность тер петь ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу и всецело предаться воле Божьей. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжелых страданий, полный, среди страданий, радости и внутреннего покоя; он других влечет на стра дания, чтобы они переняли то состояние, в котором находится счастливый страдалец. 0 6 этом я раньше говорил другим, но мои страдания не дости гали полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти под якобы народные аплодисменты, людскую^ неблагодар ность, продажничество, непостоянство и т. п,, беспокойство и ответ ственность за судьбу других людей и даже саму Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос — наша жизнь, свет и покой, с Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я Ю Сибирские огни № б 289
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2