Сибирские Огни № 005 - 1991

достоинством и без кощунства. На заседании помгола митрополит сказал: «Бывают минуты, когда разделенные души сливаются в по­ рыве любви. Настанет день и час, и я сам во главе молящихся пойду в храм, сниму ризы и иконы Божией Матери Казанской, сладкими слезами оплачу их и отдам». Закончив слово, он широ­ ким крестом благословил всех. И большевики, члены помгола, скло­ нились перед ним. С непокрытыми головами провожали его до подъезда. Но мирное решение этого больного вопроса не всех удовлетво­ рило. «Нам принадлежит все! Так для чего мы должны вступать в соглашение с церковью?» — таково было мнение. «Когда надо и что надо, мы сами возьмем, не считаясь с волей и^ желанием церк­ ви. Духовенство должно лишь призывать к спокойной сдаче и ус­ покаивать народ». Но неприятности были вызваны дерзким и кощунственным по­ ведением лиц, отбирающих ценности. ( 16/29 мая 1922 г. митрополит Вениамин был арестован. При обыске в канцелярии епархиального управления присутствовал А. Введенский, как представитель ВЦУ, явившись принять канце­ лярию. А. Введенский подходит к митрополиту Вениамину под благословение. Но владыка спокойно и вежливо оказал: «Отец Александр, мы с вами не в Гефсиманском саду». И не дал своему бывшему любимцу благословения. А затем, с тем же спокойствием выслушал объявление о своем аресте. В управление Петроградской епархией вступил епископ Ямбург- ский (Симанский). 10 июня 1922 г. состоялся суд в зале Филармонии (бывшее Дво­ рянское собрание). На приказ: «Ввести подсудимых» из отдаленно­ го угла потянулась вереница подсудимых... Впереди шел лит Вениамин, в белом клобуке с посохом в Р)ше. ™Ло»ек Венедикт, духовенство и прочие подсудимые, всег'° 86 ^ В зале все встали. Митрополит благословил всех присутству ших. Не только зал, но и прилегающие улицы были переполнены на­ родом. Защитником митрополита был еврей Гуревич, который го­ ворил без перерыва более 5 часов подряд. Цель трибунала была не столько засудить митрополита Вениа­ мина, сколько засудить всю Церковь. / На суде м. Вениамин был таким же, каким был на митропо­ личьей кафедре: простой, спокойный, благостный... Он не боялся смерти, но и не искал ее! Допрос велся по трем основным вопросам: г 1. Отношение митрополита к постановлениям Карловацкого Со- б°Р2. Отношение митрополита к правительственному декрету об изъятии церковных ценностей. 3 О двух обращениях митрополита в помгол. Ответы митрополита по всем вопросам кратко можно выразить так: 1. Постановления Карловацкого Собора ему не известны, ни официально, ни частно, а потому определить свое отношение к ним не может. Но его глубокое убеждение, что Церковь всегда должна оставаться чуждой какой бы то ни было политике. 2. Считает необходимым отдать все церковные ценности для спасения голодающих. Но он не мог и не может благословить та­ кой способ изъятия церковных ценностей, который является очевид

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2