Сибирские Огни № 005 - 1991
го, омерзи всякий грех, страсть, всякое пристрастие — тогда душа твоя умирится и возвеселится. Если увлекает тебя какая-либо страсть к известному лицу, как то страсть малодушия, страха, злобы, гордости, — старайся пого ворить с тем человеком от души, с любовию духовною. Если бу дешь молчать и дремать, враг удобно может одолеть тебя и все лить неприязнь или ложный страх. Если влечет к кому-либо страсть любодейная, то или не говори с тем лицом или вооружись именем Господним, обнося Его непрерывно в уме и сердце, и победишь страсть, с достоинством выдержав себя. Вообще, не терпи в себе закваски страстей, но всеми силами изгоняй их от себя. Как мы быстры на зло и медленны на добро! Вот я хочу быть добрым к врагу и выразить на деле свою доброту, но прежде, чем я успею в сердце сделаться добрым, я уже зол, уже огненная стре ла злобы палит мои внутренности; хочу быть терпеливым, но пре жде, чем я утвержу сердце в терпении, я делаюсь раздражителен и нетерпелив; хочу быть смиренным, но сатанинская гордость нашла уже во мне просторный уголок; хочу быть ласковым, — между тем, когда нужно оказать ласку, я оказываюсь грубым; хочу быть про стым и доверчивым, но лукавство и сомнение уже гложут мое серд це; хочу быть степенным, сосредоточенным и благоговейным в слу жении Вседержителю, но легкомыслие и сердечная невниматель ность уже предварили меня; хочу быть беспристрастным, воздер жанным в пище и питии, но когда увижу приятную пищу и питие, я сяду за стол, я, как невольник, увлекаюсь своим чревом в прият ный плен. Я подобен тому расслабленному, который тридцать во семь лет лежал на одре своем и сколько раз ни приходил к овчей купели, исцелявшей всякого, кто первый опускался в нее после воз мущения воды ее Ангелом, — «ин прежде его слазил» (Иоан. 5, 7), И когда я, расслабленный грехами моими, собираю усилия и при хожу сам в себя, — с намерением погрузиться в Боге и измениться к лучшему, •—• ин прежде меня слазит в мое сердце грех, диавол упреждает меня в моем собственном доме, в моей собственной сер дечной купели,-не допускают меня до источника живых вод • Господа, не дают мне погрузиться в очистительную купель веры, смирения, слез и сердечного сокрушения. Кто же меня исцеляет? • Один Иисус Христос. Когда Он увидит мое искреннее и твердое желание исцелиться от душевного расслабления, мою теплую мо литву о том, тогда скажет мне: «Возьми одр твой и ходи»^ (Иоанн, 5, 8), — и я встану с одра сердечного расслабления и пойду, т. е. побежду — по благодати Его — все страсти и совершу всякую добродетель. Кто привыкнет давать отчеты о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на страшном суде Христовом. Это первое побуждение к искреннему покаянию и притом непремен но ежегодному. Чем дольше не каемся, тем хуже для нас самих, тем запутаннее узы греховные становятся, тем труднее, значит, да вать отчет. Второе побуждение составляет спокойствие: тем _спо- койнее будет на душе, чем искреннее исповедь. Грехи тайные змеи, грызущие сердце человека и все его существо; они не дают
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2