Сибирские Огни № 005 - 1991
/ Сердце в одну минуту может измениться несколько раз к доб рому или худому, к вере или неверию, к простоте или лукавству, к любви и ненависти, к доброжелательству и зависти, к щедрости и скупости, к целомудрию и блуду. О, какое непостоянство! О, сколь ко опасностей! О, какое нужно трезвление и внимание к себе! Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, кото рое в нем, потому что зло есть только случайное несчастие, бо лезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-та ки в нем остается. Разве человек только ходячая кухня или самодвижущаяся ды мовая труба, каковым по справедливости можно уподобить людей объедающихся и непрестанно курящих? Объядение пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души ее крылья. А посмот рите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там на учились божественной премудрости. Злобы, как огня, бойся. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае, она ложь или ревность не по ра зуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как «любовию, вся терпящею», и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью. Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать пре зрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мыс ленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, де ло, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны. Самолюбие и гордость наша обнаруживаются особенно в нетер пении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас не терпит ни малейшей неприятности, причиненной нам другими намеренно или даже ненамеренно, или препятствия, законно или незаконно проти вопоставляемого нам людьми или окружающими нас предметами. Самолюбие и гордость наша хотели бы все поставить на своем, окружить себя всеми почестями, удобствами жизни временной, хо тели бы, чтобы нашему мановению повиновались безмолвно и бы стро все люди и даже — до чего простирается гордость! ■— вся природа. Кто нетерпелив и раздражителен, тот не познал себя и человечества и недостоин называться христианином! Враг бесплотный входит всеми нашими чувствами: зрением, слу хом, устами, вкусом, чревом, осязанием и всеми душевными сила ми: умом, памятью, воображением, сердцем; всеми желаниями и похотениями, всеми страстями: самолюбием, чревоугодием, сласто любием, лицеприятием, злобою, завистью, блудами, нетерпением, ропотом, непослушанием.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2