Сибирские Огни № 005 - 1991

ное русское общество было увлечено теософией, философией Ф. Ницше, толстовством, марксизмом и др. идеями. Нужно видеть великую милость Бога, что в эту эпоху упадка веры и массового соблазна был дан России такой молитвенник-чудотворец. Он защищал дело Христово и спасал людей не только пастыр­ ским служением, но и своими творениями. Как духовный писатель, он находился в одной традиции со свят. Игнатием Брянчаниновым и св. Феофаном Затворником. В центре его слов, бесед, поучений — сокровенная жизнь сердца. Он говорит о том, как многочисленны пути, которыми дьявол входит в душу и удаляет ее от Бога: «Что ни движение страсти, то путь для него, и он не пропускает ни ма­ лейшего случая войти в нее». Отец Иоанн писал о силе греха, дей­ ствующего в людях как тонкий, но сильный яд. Как дыхание необ­ ходимо телу, так без дыхания Духа Божия человек не может жить истинною жизнью. Он должен постоянно помнить, что ему нужен каждодневно Спаситель. Чтобы иметь в своем сердце Иисуса Хри­ ста, нужно постоянное внимание к себе, необходимо бодрствовать над своим сердцем, всечастно вести невидимую брань с сонмом ки­ пящих злобой незримых врагов нашего спасения. Проповедник ука­ зывает, что без покаяния, молитвы, поста, как воину без оружия, невозможно победить живущего в нас греха. В русской духовной литературе дневник отца Иоанна «Моя жизнь во Христе» занимает особое место. В нем запечатлелась не только напряженная работа богатого дарами, очищающегося в молитве духа, но и глубокие мысли, рождавшиеся в опыте духов­ ного созерцания. Когда пастырская деятельность отца Иоанна прошла полувеко­ вой рубеж, появились признаки того, что могучий и пламенный труд Господу подходил к концу. С 1905 года он начинает болеть. Заметно силы ослабели осенью 1908 года. Девятого декабря он последний раз отслужил Божественную литургию. Ежедневно при­ чащался Св. Таин, почти ничего не вкушал. Лишь пил воду из ис­ точника преп. Серафима Саровского и миндальное молоко. Посе­ тившему его митр. Владимиру (Богоявленскому) он сказал: «Бла­ годарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предо- чищения моей грешной души». Вероятно, отец Иоанн имел откровение о дне своей кончины. Он несколько раз спрашивал, скоро ли двадцатое число. Послед­ ние дни был в забытьи. Восемнадцатого декабря, придя в созна­ ние, спросил находившуюся при нем игуменью Иоанновского мо­ настыря м. Ангелину, какое число. Получив ответ, произнес: «Ну хорошо, значит еще два дня». Утром 20 декабря 1908 г. душа его отошла к Господу. Узнавши об этом, император Николай Александ­ рович записал: «Со всеми почитавшими усопшего протоиерея отца Иоанна оплакиваю кончину его». Всенародно он выразил свою скорбь в специальном рескрипте: «Неисповедимому Промыслу Бо­ жию было угодно, чтобы угас светильник Церкви Христовой и мо­ литвенник Земли русской, всенародно чтимый пастырь и правед­ ник, отец Иоанн Кронштадтский». В день кончины было отслужено несколько панихид. Одну из них совершил прибывший в Кронштадт епископ Гдовский Кирилл (Смирнов), будущий митрополит, такова была воля отца Иоанна. У гроба праведника (в нижнем этаже соборной церкви Иоанн- ского монастыря) стали совершаться чудеса исцелений. Среди тех, кто по молитве угодника Божия получил благодатную помощь, был митр. Московский Макарий (Невский), которого нередко на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2