Сибирские Огни № 005 - 1991
ное русское общество было увлечено теософией, философией Ф. Ницше, толстовством, марксизмом и др. идеями. Нужно видеть великую милость Бога, что в эту эпоху упадка веры и массового соблазна был дан России такой молитвенник-чудотворец. Он защищал дело Христово и спасал людей не только пастыр ским служением, но и своими творениями. Как духовный писатель, он находился в одной традиции со свят. Игнатием Брянчаниновым и св. Феофаном Затворником. В центре его слов, бесед, поучений — сокровенная жизнь сердца. Он говорит о том, как многочисленны пути, которыми дьявол входит в душу и удаляет ее от Бога: «Что ни движение страсти, то путь для него, и он не пропускает ни ма лейшего случая войти в нее». Отец Иоанн писал о силе греха, дей ствующего в людях как тонкий, но сильный яд. Как дыхание необ ходимо телу, так без дыхания Духа Божия человек не может жить истинною жизнью. Он должен постоянно помнить, что ему нужен каждодневно Спаситель. Чтобы иметь в своем сердце Иисуса Хри ста, нужно постоянное внимание к себе, необходимо бодрствовать над своим сердцем, всечастно вести невидимую брань с сонмом ки пящих злобой незримых врагов нашего спасения. Проповедник ука зывает, что без покаяния, молитвы, поста, как воину без оружия, невозможно победить живущего в нас греха. В русской духовной литературе дневник отца Иоанна «Моя жизнь во Христе» занимает особое место. В нем запечатлелась не только напряженная работа богатого дарами, очищающегося в молитве духа, но и глубокие мысли, рождавшиеся в опыте духов ного созерцания. Когда пастырская деятельность отца Иоанна прошла полувеко вой рубеж, появились признаки того, что могучий и пламенный труд Господу подходил к концу. С 1905 года он начинает болеть. Заметно силы ослабели осенью 1908 года. Девятого декабря он последний раз отслужил Божественную литургию. Ежедневно при чащался Св. Таин, почти ничего не вкушал. Лишь пил воду из ис точника преп. Серафима Саровского и миндальное молоко. Посе тившему его митр. Владимиру (Богоявленскому) он сказал: «Бла годарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предо- чищения моей грешной души». Вероятно, отец Иоанн имел откровение о дне своей кончины. Он несколько раз спрашивал, скоро ли двадцатое число. Послед ние дни был в забытьи. Восемнадцатого декабря, придя в созна ние, спросил находившуюся при нем игуменью Иоанновского мо настыря м. Ангелину, какое число. Получив ответ, произнес: «Ну хорошо, значит еще два дня». Утром 20 декабря 1908 г. душа его отошла к Господу. Узнавши об этом, император Николай Александ рович записал: «Со всеми почитавшими усопшего протоиерея отца Иоанна оплакиваю кончину его». Всенародно он выразил свою скорбь в специальном рескрипте: «Неисповедимому Промыслу Бо жию было угодно, чтобы угас светильник Церкви Христовой и мо литвенник Земли русской, всенародно чтимый пастырь и правед ник, отец Иоанн Кронштадтский». В день кончины было отслужено несколько панихид. Одну из них совершил прибывший в Кронштадт епископ Гдовский Кирилл (Смирнов), будущий митрополит, такова была воля отца Иоанна. У гроба праведника (в нижнем этаже соборной церкви Иоанн- ского монастыря) стали совершаться чудеса исцелений. Среди тех, кто по молитве угодника Божия получил благодатную помощь, был митр. Московский Макарий (Невский), которого нередко на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2