Сибирские Огни № 005 - 1991
1855 г. Академии ему было предложено место священника Андреев ского Собора в Кронштадте, он увидел наяву ту Церковь, которая была ему открыта в видении. Он твердо решил принять предложе ние, увидев в этом решении волю Божью, хотя имел некоторое на мерение отправиться миссионером в одну из азиатских стран. Приняв место, Иоанн Сергиев венчался с Дочерью ушедшего в заштат протоиерея Андреевского собора Константина Несвитского Елизаветой. С ней он жил, как брат о сестрой, оставаясь всю жизнь девственником. К приходу Андреевского собора относились трущобы, где жили так называемые «посадские», высланные в 60-е годы из Петербурга люди, опустившиеся на дно жизни (пьяницы, блудницы и т. д.). В спасении этих погибающих в бедности и пороках молодой священ ник увидел подлинно «миссионерскую» работу. История сохранила нам простые, но полные жертвенной любви к людям слова отца Иоанна, сказанные молодой жене: «Лиза! Счастливых семей и без нас довольно! А мы лучше с тобою посвятим себя на служение Богу и ближним». Все время, которое оставалось от богослужения, он посвящал несчастным людям. Носил в трущобы продукты, при водил врачей, призывал состоятельных людей творить дела мило сердия. Отца Иоанна иногда видели возвращающимся босиком: нуждающимся он готов был отдать последнюю свою одежду. Он раздавал бедным семьям свое жалованье, не имея в иные дни деньги даже на обед. Главное попечение отца Иоанна было о душе несчастных людей. Даже в погрязших в преступности и пьянстве людях он видел прежде всего образ Божий. Верил, что Христово учение способно возродить любого человека. Мы даже приблизительно не знаем, какое множество людей спаслось из пучины греха благодаря люб ви к ним отца Иоанна. Вот рассказ одного ремесленника: «У меня была семья, двое детишек, старшему года три. Рано я женился. Работал и пьянствовал. Семья голодала. Прихожу раз не очень пьяный... Вижу, какой-то молодой батюшка сидит и на руках сы нишку держит и что-то ему говорит ласково. И ребенок серьезно слушает. Может быть, грех, но мне кажется, батюшка был как Христос на картинке: благословение детей. Я было ругаться хо тел: вот, мол, шляются... да глаза батюшки, и ласковые и серьез ные в одно время, меня остановили. Стыдно стало. Опустил я гла за, а он смотрит, прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею я пецедать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в ка морке рай, потому что где дети, там всегда и тепло, и хорошо. И о том, что не нужно этот рай менять на чад кабака. Не винил он меня, нет, все оправдывал. Только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу... Не плачу, хотя на душе так, как пред слезами. Жена смотрит. И вот с тех пор я человеком стал». Стараниями отца Иоанна в Кронштадте в 1882 г. открылся Дом трудолюбия, включивший два начальных училища, лечебницу, при ют для бездомных, различные мастерские, дававшие неимущим за работок (напр., в 1890 г. в Пеньковской мастерской работало 16 тыс. человек), народную столовую. Дом трудолюбия стал образцом для такого же типа учреждений, возникавших во многих других го родах. Отец Иоанн находил даже время преподавать закон Божий: с 1857 по 1862 гг. в Кронштадтском уездном училище, а с 1862 г. в течение 23 лет в Кронштадтской классической гимназии. Деятельная любовь к бедным, страждущим и обремененным была внешним проявлением того, что составляло центр исполненной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2