Сибирские Огни № 005 - 1991

1855 г. Академии ему было предложено место священника Андреев­ ского Собора в Кронштадте, он увидел наяву ту Церковь, которая была ему открыта в видении. Он твердо решил принять предложе­ ние, увидев в этом решении волю Божью, хотя имел некоторое на­ мерение отправиться миссионером в одну из азиатских стран. Приняв место, Иоанн Сергиев венчался с Дочерью ушедшего в заштат протоиерея Андреевского собора Константина Несвитского Елизаветой. С ней он жил, как брат о сестрой, оставаясь всю жизнь девственником. К приходу Андреевского собора относились трущобы, где жили так называемые «посадские», высланные в 60-е годы из Петербурга люди, опустившиеся на дно жизни (пьяницы, блудницы и т. д.). В спасении этих погибающих в бедности и пороках молодой священ­ ник увидел подлинно «миссионерскую» работу. История сохранила нам простые, но полные жертвенной любви к людям слова отца Иоанна, сказанные молодой жене: «Лиза! Счастливых семей и без нас довольно! А мы лучше с тобою посвятим себя на служение Богу и ближним». Все время, которое оставалось от богослужения, он посвящал несчастным людям. Носил в трущобы продукты, при­ водил врачей, призывал состоятельных людей творить дела мило­ сердия. Отца Иоанна иногда видели возвращающимся босиком: нуждающимся он готов был отдать последнюю свою одежду. Он раздавал бедным семьям свое жалованье, не имея в иные дни деньги даже на обед. Главное попечение отца Иоанна было о душе несчастных людей. Даже в погрязших в преступности и пьянстве людях он видел прежде всего образ Божий. Верил, что Христово учение способно возродить любого человека. Мы даже приблизительно не знаем, какое множество людей спаслось из пучины греха благодаря люб­ ви к ним отца Иоанна. Вот рассказ одного ремесленника: «У меня была семья, двое детишек, старшему года три. Рано я женился. Работал и пьянствовал. Семья голодала. Прихожу раз не очень пьяный... Вижу, какой-то молодой батюшка сидит и на руках сы­ нишку держит и что-то ему говорит ласково. И ребенок серьезно слушает. Может быть, грех, но мне кажется, батюшка был как Христос на картинке: благословение детей. Я было ругаться хо­ тел: вот, мол, шляются... да глаза батюшки, и ласковые и серьез­ ные в одно время, меня остановили. Стыдно стало. Опустил я гла­ за, а он смотрит, прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею я пецедать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в ка­ морке рай, потому что где дети, там всегда и тепло, и хорошо. И о том, что не нужно этот рай менять на чад кабака. Не винил он меня, нет, все оправдывал. Только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу... Не плачу, хотя на душе так, как пред слезами. Жена смотрит. И вот с тех пор я человеком стал». Стараниями отца Иоанна в Кронштадте в 1882 г. открылся Дом трудолюбия, включивший два начальных училища, лечебницу, при­ ют для бездомных, различные мастерские, дававшие неимущим за­ работок (напр., в 1890 г. в Пеньковской мастерской работало 16 тыс. человек), народную столовую. Дом трудолюбия стал образцом для такого же типа учреждений, возникавших во многих других го­ родах. Отец Иоанн находил даже время преподавать закон Божий: с 1857 по 1862 гг. в Кронштадтском уездном училище, а с 1862 г. в течение 23 лет в Кронштадтской классической гимназии. Деятельная любовь к бедным, страждущим и обремененным была внешним проявлением того, что составляло центр исполненной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2