Сибирские Огни № 005 - 1991
лия во вражде еще ничего не следует для единодушия в любви; и опыт учит нас, что чаще всего коалиция двух для военных дей ствий 1 шотив третьего сама несет с собою внутреннюю вражду. VI Религиозный мир раздроблен прежде всего потому, что религии не знают друг друга. И христианский мир, в частности, раздроблен по той же причине, ибо исповедания не знают друг друга. Занятые истощающей их полемикой, они почти не имеют сил жить для са мих себя. Исповедания подобны сутягам, которые все свое состоя ние тратят на судебные, процессы, а сами живут в скудости и го лоде. Если бы на любовь к себе была употреблена хотя бы незна чительная доля той энергии, которая тратится на вражду к другим, то человечество могло бы отдыхать и процветать. Отсюда не нуж но делать чересчур оптимистических выводов о полном единомыс лии всего мира, будто бы легко достижимом, да и большой вопрос, нужно ли в мире полное торжество убеждений. Но должно быть понимание друг друга, хотя бы для того, чтобы я знал, чего имен но я не признаю, и отдавал себе отчет в мотивах непризнания. Тогда самая борьба может быть более четкой, как и мир — более существенным. Мне кажется, самой первой и самой настоятельной задачей, предлежащей человечеству в настоящее время, является такое са- мосвидетельство исповеданий и религий, объяснение ими их инди видуальности, которою они дорожат и отречься от которой не счи тали бы возможным, не уничтожая в себе самых начал своей ду ховной жизни. Я сказал своей: может быть, духовность возможна и при другом укладе жизни, даже вероятно, что возможна. Но самый этот другой уклад -жизни невозможен данным людям и данному народу; отречься от своего — в большинстве случаев зна чит лишиться исторических корней, и если не прямо погибнуть, то во всяком случае подвергнуть себя огромному риску. В настоящих тезисах моя задача — разъяснить, каковым пред ставляется мне русское православие, — русское, ибо православие греков, арабов и других восточных народов, включительно до япон цев и китайцев, имеет своеобразные организации и может быть внутренно далеко не совпадающим с православием русским, не смотря на торжество догматов, канонов и, в значительной мере, уставов. VII Вдумчивому члену русской Церкви бывает ясной двухсостав- ность русского православия, по меньшей мере дврх-составность, чтобы не говорить о большем числе слоев, налегших на правосла вие, но впрочем ему чуждых и с ним не слившихся. Эти два основ ные элемента русской православное™ суть: естественная психоло гия и весь душевный и общественный склад русского народа — с одной стороны, и вселенская церковность, полученная русским на родом через греков. Люди всегда склонны сотворить себе кумира, чтобы избавить себя от подвига служения вечному и пассивно пре даться простой данности. Этот кумир может быть весьма различ ным. Для русских православных людей таким кумиром чаще всего служит сам русский народ и естественные его свойства, которые ставят они пред собою на пьедестал и начинают поклоняться, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2