Сибирские Огни № 005 - 1991

лия во вражде еще ничего не следует для единодушия в любви; и опыт учит нас, что чаще всего коалиция двух для военных дей­ ствий 1 шотив третьего сама несет с собою внутреннюю вражду. VI Религиозный мир раздроблен прежде всего потому, что религии не знают друг друга. И христианский мир, в частности, раздроблен по той же причине, ибо исповедания не знают друг друга. Занятые истощающей их полемикой, они почти не имеют сил жить для са­ мих себя. Исповедания подобны сутягам, которые все свое состоя­ ние тратят на судебные, процессы, а сами живут в скудости и го­ лоде. Если бы на любовь к себе была употреблена хотя бы незна­ чительная доля той энергии, которая тратится на вражду к другим, то человечество могло бы отдыхать и процветать. Отсюда не нуж­ но делать чересчур оптимистических выводов о полном единомыс­ лии всего мира, будто бы легко достижимом, да и большой вопрос, нужно ли в мире полное торжество убеждений. Но должно быть понимание друг друга, хотя бы для того, чтобы я знал, чего имен­ но я не признаю, и отдавал себе отчет в мотивах непризнания. Тогда самая борьба может быть более четкой, как и мир — более существенным. Мне кажется, самой первой и самой настоятельной задачей, предлежащей человечеству в настоящее время, является такое са- мосвидетельство исповеданий и религий, объяснение ими их инди­ видуальности, которою они дорожат и отречься от которой не счи­ тали бы возможным, не уничтожая в себе самых начал своей ду­ ховной жизни. Я сказал своей: может быть, духовность возможна и при другом укладе жизни, даже вероятно, что возможна. Но самый этот другой уклад -жизни невозможен данным людям и данному народу; отречься от своего — в большинстве случаев зна­ чит лишиться исторических корней, и если не прямо погибнуть, то во всяком случае подвергнуть себя огромному риску. В настоящих тезисах моя задача — разъяснить, каковым пред­ ставляется мне русское православие, — русское, ибо православие греков, арабов и других восточных народов, включительно до япон­ цев и китайцев, имеет своеобразные организации и может быть внутренно далеко не совпадающим с православием русским, не­ смотря на торжество догматов, канонов и, в значительной мере, уставов. VII Вдумчивому члену русской Церкви бывает ясной двухсостав- ность русского православия, по меньшей мере дврх-составность, чтобы не говорить о большем числе слоев, налегших на правосла­ вие, но впрочем ему чуждых и с ним не слившихся. Эти два основ­ ные элемента русской православное™ суть: естественная психоло­ гия и весь душевный и общественный склад русского народа — с одной стороны, и вселенская церковность, полученная русским на­ родом через греков. Люди всегда склонны сотворить себе кумира, чтобы избавить себя от подвига служения вечному и пассивно пре­ даться простой данности. Этот кумир может быть весьма различ­ ным. Для русских православных людей таким кумиром чаще всего служит сам русский народ и естественные его свойства, которые ставят они пред собою на пьедестал и начинают поклоняться, как

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2