Сибирские Огни № 005 - 1991

свое сокровище. Но даже о себе самом сознание нового времени не умеет говорить положительно, даже себя самого оборачивает гранями непроницаемости, словно желая доказать их непроходи­ мость. Если люди пребывают в известной Церкви, в известном ис­ поведании или религии, и пребывают тут не со вчерашнего дня, а веками, и отдают сюда все, что у них есть самого глубокого и ценного, свои мысли и чувства, своих родных и детей, если самих себя и свою жизнь они вверяют своей религии, даже свою посмерт­ ную участь, то значит же это что-нибудь, коль скоро в мире вооб­ ще следует искать смысла? Значит же это, что в данной религии есть что-то живое и жизненное? То, о чем обычно говорят, обсуж­ дая религию, или по крайней мере так, как об этом говорят, — все это говорится для кого-то другого, не для себя. Все это какая-то апологетика, какая-то полемика, какой-то подход извне. Но если .человечество за религию и за религии держалось и держится, это значит — есть там что-то и для себя. Нужно думать, и то, внеш­ нее, тоже может быть для себя и есть для себя; но оно тогда го­ ворится как-то иначе. И вот этот-то, какой-то иной тон разговора совершенно необходим для познания не только чужой религии, но и своей собственной. Можно быть уверенным, все мировые отно­ шения происходили бы иначе, чем происходят, если бы стало про­ никать сознание необходимости подходить к религии изнутри,— если бы люди более открыто и, может быть, более простодушно сообщали другим, чем собственно дорожат они, для себя самих, в своей религии и на что уповают, на самом деле уповают перед ли­ цом вечности. Была очень маленькая, и по численности своих по­ следователей, и по всей своей организации, секта зандеманнов; и был очень великий, по числу признававших его и по своему ум­ ственному содержанию, ученый Михаил Фарадей. По своему рож­ дению он принадлежал к этой секте, а потом стал ее главою. Он вообще не распространялся о своих религиозных, воззрениях, но был очень предан религии. Однажды уважаемая им дама хотела узнать об учении Зандеманна. Фарадей написал ей; «Все свое упо­ вание мы возлагаем на Господа Иисуса Христа», —• кажется, почти только это. Очень немного. Но весь облик Фарадея и то, как были сказаны эти слова, может быть, самая их целомудренная лаконич­ ность, с раннего детства мне внушали особое доверие, и я чувство­ вал, что это — действительно внутренняя сторона религиозной жизни маленькой секты. И я, оставляя в стороне общий вопрос о доброкачественности протестантства и оставляя для себя возмож­ ность сомневаться в таковой, для зандеманнов, во всяком случае, делал исключение: эта религиозная община представлялась мною в основном повороте своей веры заведомо доброкачественной. Был ли я прав или нет — это не важно, я хочу лишь отметить, как внезапно возникает доверие, когда вера представлена изнутри. И напротив, как безнадежно недоверчиво пришлось бы нам смотреть на тех же зандеманнов, если бы кто-нибудь нам стал излагать пункты отличия их от англиканства и многочисленных религиозных течений протестантской Англии. Дело простое: как могу я полюбить предмет любви другого че­ ловека, если он не показывает мне его, а говорит о разных пред­ метах ему чуждых или враждебных? Как из суммы того, что он не принимает или не понимает, может получиться в моей душе ка­ кая-то любовь? В лучшем случае я могу согласиться с ним, что и я не понимаю и не принимаю того же. Но отсюда, из единомыс-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2