Сибирские Огни № 005 - 1991
держ авы , со всем и вытекающими отсюда последствиями в го с у д а р ственной, хозяйст венной и политической областях. М не хотелось бы обратить вним ан ие на то, что сходны е мы сли с отцом П авлом р а з ви ва л и И. А . И льин, н асл еди е которого мы долж ны изучить вни мательнейшим о б р а зом : «•С сам ого начала нам н а д о признать, что кризис, п ри ведш и й Р оссию к п орабощ ению , уничтожению, м учен и честву и вым иран ию , бы л в осн о ве сво ей не просто политический и не только хозяйст венный, а духовны й ... Политические и экон ом и че ские причины, п ри ведш и е к этой катастрофе, бесспорны . Н о сущ ность ее го р а з д о гл убж е политики и экон ом и ки: она дух о вн а . Это и есть к р и зи с р усск о й религиозности... М ы не долж ны , мы не смеем упрощ ат ь и снижать п р о б л ем у наш его нац и он альн ого возрож ден ия. М ы долж ны честно, как п ер ед лицом Божиим, исследоват ь наши слабости, наш и раны , наш и уп ущ ен и я; признать их и приступить к внут реннем у очищ ению и исцелению . П осле того, что прои зош ло в Р оссии , мы, р усск и е лю ди , не им еем н и какого основани я гордит ься тем, что мы ни в чем не п ер ед ум а л и и ничем у не научились, что мы остались вер н ы нашим доктринам и заблуж дениям , при кры вавш им просто наш е н едом ы сли е и наш и слабости. Р оссии не нуж ны п ар тийные трафареты! Ей не нуж но слеп ое западничест во! Е е не спа сет сл а вян оф и л ьск о е сам одовольст во! Р оссии нужны, свободны е умы , зо р к и е лю д и и новы е, р ел и ги о зн о укорен ен н ы е творческие идеи. И в этом п о р я д к е нам придется пересматривать и обновлять все осн овы наш ей культ уры » (И . А. И льин. Что нам делать? (1 9 5 5 ). Д а н н а я п уб л и к а ц и я и п р и зва н а пом очь этой задаче. И гум ен А н д р о н и к (Т р у б а ч е в ), насель ник Т р о и ц е-С ер ги ево й Л а вр ы , п реп о дават ель М о ск о вск о й Д у х о в н о й А к а дем ии. I |^акая-либо вера — лучше безверия. Можно и должно быть ** всецело преданным своему исповеданию; но нельзя отрицать, что какое-либо исповедание лучше, чем никакого. Обязан ность каждого — дорожить своей верой, своей религией; но должно признавать и вообще религию, какую ни на есть, за ценность. Как бы ни были существенны различия исповеданий одной религии, они не уничтожают основной общности этих исповеданий. Точно так же самые глубокие рвы между религиями не могут настолько разобщить их, чтобы окончательно распалось их коренное единство. Мы можем говорить о тех и других неточностях, даже извращен ностях религиозных формул исповедания, о неприемлемости для нас всей организации жизни в известном исповедании; точно так же ничто не обязывает нас закрывать глаза на чуждость фор мул и организаций жизни другой религии. Мы можем внести сюда даже наиболее решительный критерий разделения — откровенное происхождение известной организации религиозной мысли и рели гиозной жизни, в противоположность неоткровенному происхожде нию другой религиозной организации. Но, если не делаться субъек тивистом вообще (что разрушило бы и возможность откровений), то этот критерий, при всем признании его, не так уж остр, как это кажется спервоначала: не потому, чтобы требовалось ослабить ис тинность Божественного Откровения в религии и исповедании, при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2