Сибирские Огни № 005 - 1991

момент, к о гд а о гр о м н а я опасность со стороны н евери я и безбож ия угрож ает не о д н о м у к а к о м у-л и б о христ ианском у и сп оведан ию , а вс ем у христианству». Г он ен и е на П р а во сл а вн ую Ц ер к о вь со сторо­ ны больш евист ской власти, о со бен н о уси л и вш ееся в 1922 г. в с в я ­ зи с изъятием ценностей я к о б ы в пом ощ ь го л о д аю щ и м , п о б уд и л о р я д деятелей р азли ч ны х христианских конф есси й обратиться с в о з ­ зван и ям и протеста и защиты. О д н а к о в целом христианский мир остался р а вн о д уш ен к тем тяжелейшим испытаниям, которые по­ стигли Р оссию . П очем у христианский м ир не вст упился дейст венно и еди н о? В чем причина: в политических р а зн о гл а си я х христиан­ ски х стран, в догм ат ических р а зли ч и я х христианских конф ессий или в д у х о в н о м у п а д к е , обм ирщ ении сам о го христ ианского м ира, кото­ ры й стал ориент ирован не на Христа, а на антихристианскую к у л ь ­ т уру? Есть ли путь о б ъ ед и н ен и я христиан д л я б о р ьб ы с н евери ем и больш евист ским безбож и ем ? Н а эти во п р о сы отец П а вел Ф ло­ рен ски й попытался ответить в сери и статей д л я за р уб еж н ы х и зд а ­ ний, и з которых лиш ь п ер ва я б ы л а тогда о п уб л и к о ва н а : «З а п и ск а о христианстве и культ уре» (1 9 2 3 ), «З а п и ск а о п р а во сл а ви и » (б е з даты ), «З а п и ск а о ст арообрядчест ве» (б е з даты), «Р ассуж ден и е на сл уч ай кончины отца А л ек си я М еч ева » (1 9 2 3 ), «Отец А лекси й М е- чев» (1 9 2 4 ). О б ъ еди н ен и е христ ианского м ира в противостоянии больш евист ском у безбож ию отец П а вел считал необходимы м , но возм ож но это только при у гл у б л е н и и д у х о в н о й активности и п о к а я ­ нии каж дого внутри собст венного и сп оведан и я. В о зн и каю щ и е при таком об ъ ед и н ен и и р а зн о гл а си я и р азли ч и я догм ат ического, истори­ ч еского и н а ц и о н а л ьн о го характ ера отец П а вел п р е д л а га л не см а­ зывать в абстрактном слиянии (путь эк ум ен и зм а ), но осознать их и не создават ь « искусст венных б л о к о в по человеческим расчетам». «О б ъ еди н ен и е христ ианского м и ра возм ож но лиш ь при «перем ене о б р а за мы сли» (т. е. п о к а я н и и ) и о б д ум ы ва н и и — преж де всего в п р ед ел а х собст венного с в о его и сп оведан и я» (путь конф есси он али з- м а ). Т а к о во содерж ан и е «За п и ск и о христианстве и культ уре». В п о сл ед ую щ и х статьях от пост ановки общ и х за д а ч отец П а вел переходит к обсуж ден ию причин круш ен и я Р оссии , к уясн ен ию того, к а к нам самим , Р осси и , вернут ься к построению го р о д а Божия, а не В а ви л о н ск о й Баш ни. О н обдумы вает о бщ и е во п р о сы обм и рщ е­ ния христианства «преж де в с его в п р ед ел а х собст венного с во его м и р о во ззр ен и я , не с у д я чуткого ра б а » . Н акон ец , в статьях о б отце А лекси и М еч еве отец П а в ел показы вает и путь исцеления наш их б о л езн ей — о б р ащ ен и е к опыту святых отцов и п одвиж ни ков б л а ­ гочестия, к святыням П р а во сл а ви я . Т а к о в общ ий зам ы сел пяти статей. К сож алению , статья « З а п и ск а о п р а во сл а ви и » осталась неокон ­ ченной, и пункт V III, который о со б о важ ен б ы л бы нам д л я у с в о е ­ ния, не раскрыт . О д н а к о очень характ ерно, что, п у б л и к у я да н н ую статью по самиздат ской р ук о п и си в кат олическом ж урн але «С им ­ во л » , рассчит анном на постепенное окат оличивание р усск о й интел­ лигенции, издат ели опустили V III пункт, не ж елая даж е нам ека подать на то, чем долж на жить Р осси я. М н е представляется важ ­ ным, чтобы да н н а я статья отца П а вл а вп е р в ы е б ы л а о п уб л и к о ва н а в Р осси и им енно в «Лит ературном И ркут ске», цель кот орого — н а­ ционально-пат риотическое и п р а во сл а вн о е п росвещ ен и е. М ы д о л ­ жны преодолет ь б о л езн ь к а к сл еп о го патриотизма (« н е мы ви н о ва ­ ты в круш ен и и Р осси и , у нас все бы л о и есть х о р ош о » ), так и лож ного патриотизма, так н а зы ва ем о го совет ско-комм унистиче­ ск о го («мы и з О кт ября», «наш а цель — м и р о ва я р ево лю ц и я , ком ­ м ун и зм » ), В о зрож ден и е Р о сси и возм ож но только к а к п р а во сл а вн о й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2