Сибирские Огни № 005 - 1991

они, опало и слово, оставив по Сеньке и шапку — неудобовыгова- риваемое и механическое «аграрник». Епифаний, говоря об исходящей от трудов Сергия Радонежско­ го благодати, находит для нее точное пространственное сравнение: «Рука Сергия была простерта, яко река многоводная, тихая струя­ ми». Так и представляешь эти «тихие струи», переливающиеся от сердца к сердцу, чтобы оплодотворить и соединить их в общее на­ циональное биение. По водоразделам всех просторов текли они, растопляя хладнорусскость, оставшуюся от времени вражды и раз­ доров, отогревая ее в живое проточное чувство. И вот один из примеров: когда в 15-м столетии вольница Дикого Поля, управ­ лявшаяся собственными законами, отслоилась от российской госу­ дарственности, при угрозе врага, забыв обиды, она считала своим долгом выступить на помощь России: братство по крови и духу уже побеждало выгоду и разногласия. Все это готовилось исподволь и долго, но Святая Русь, прерван­ ная татарским игом, начиная с Преподобного Сергия, снова была отмолена и вымолена, смутная тоска русского человека по правед­ ности просветлела до осязаемых образов и подобий: явились за­ мечательные примеры, из кроткой молитвенности выросла могучая сила. Еще раз оговоримся, что окаянство продолжало бурлить ря­ дом с течением святости, но Россия подтвердила свой путь, и когда бы поддержана она была хоть немного странами, задававшими тон в ходе мировых событий, как знать, может быть, мы сегодня все вместе не оказались бы у края пропасти. Такие светоносные явления, как Сергий Радонежский, вызыва­ ются не итогом чего-то, а предвестием, в том числе необходимостью спасительных переходов через духовное бездорожье всех времен. Когда окаянство в России принялось одолевать, пришли Серафим Саровский, оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский и вновь ука­ зали переправы через предстоящие потоки лжи и грязи на противо­ положный берег, где, установись на твердую почву, русский человек сможет опять обрести себя в праведных трудах. Много тяжкого ждет его впереди, особенно в ближайшие годы, но не оставят его великие путеводители, когда обратится он к ним за просвещением, и первой среди первых, как и во все 600 лет до этого, будет среди них Преподобный Сергий. Священник Павел ФЛОРЕНСКИЙ ЗАПИСКИ О ПРАВОСЛАВИИ Статья б ы л а нап и сан а о к ол о 1923 го д а , предполож ит ельно, в свя зи со сл ед ую щ и м и обстоятельствами. 16 (3 ) августа 1918 г. от­ дел во ссо еди н ен и я христианских Ц ер к вей Поместного С о бора о б р а ­ тился со сл ед ую щ и м за явл ен и ем : «О свящ енны й С о б о р П р а во сл а в­ ной Р ус ск о й Ц ер к ви , собравш и й ся и работ ающ ий в таких и склю ­ чительно тяжких д л я всей христианской Ц ер к ви у сл о ви я х , к о гд а во л ны н евер и я и безбож и я грозят сам ом у сущ ест вованию христиан­ ской Ц ер к ви , в з я л бы на себя о гр о м н ую ответственность п ер ед исто­ рией, есл и бы не п о д н ял во п р о с о соединени и христианских Ц ерквей и не д а л бы этому во п р о с у соответствующего н ап равлен и я в тот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2