Сибирские Огни № 005 - 1991
послами: «Я научу свой народ курить» — и научил. Не станем сби ваться на примеры, чему в том же роде учат и сейчас. В трех революциях начала века из последователей победившего общественного хода, к которому Россия только-только примыкала и привыкала, она была выдернута и Поставлена во главе его — и не готовая к этой роли, не соответствующая ей ни психикой своего народа, ни его избранничеством, ни даже энергическим пульсом, за несколько десятилетий этого противоестественного цуга немало себя извратила и надорвала. Если продолжать сравнение народа с рекой — реку повернули вспять, заставили ее с помощью насосных станций себя собой уничтожать. Нечто похожее происходило и с народом. Что после этого спрашивать с него нравственность?! Еще удивляться надо, что каким-то чудом сохранились ее остатки, ко торые дают надежду на' восстановление. Таким образом, главное противоречие старой русскости с утвер дившейся в мире материальной цивилизацией — в их разнонаправ ленное™, разнокачественности. Русскость готовила себя к собира нию небесных сокровищ, а вокруг наперегонки принялись ковать земные. В русскости внутренняя свобода была важнее внешней, ее демократизм был органическим, суд творился от имени Бога, а пе редовая мысль уже вовсю городила из законов и конституций ме ста выпасов для умостроительных демократий и свобод. Это был неравный спор, спор духовного с материальным, победу в котором не представляло труда предсказать. Оказалось легче преодолеть земное притяжение на пути к космосу, чем на пути к показанному нам праведниками человеку, до которого пять веков назад было го раздо ближе, чем теперь. Пять веков назад — потому что к этому времени собрано было засеянное Сергием Радонежским и его учениками. • Преподобный Сергий первый основал монастырь вдали от города и положил на чало новому виду святости — в рассеянии и пустынножительстве. Ученики Сергия, считается, поставили в глухоманных местах около 40 монастырей, ученики учеников еще более 60. «Собор радонеж ских святых», как называется в истории нашей духовности все ве ликолепие имен из последователей Сергия, канонизированных впо следствии Церковью, объял своим трудничеством многие окраины Московской Руси. Княжеская власть продолжала прибирать под одну государственную руку уделы, добровольное духовное миссио нерство соединяло их внутренним единством. От князя и начинав шегося внешнего закабаления можно было сбежать в леса или Ди кое Поле, но сердечное возжение, но невольный отзыв на неслыши мый переклик каждой христианской души заставляли держаться вместе и претерпеть все, пока претерпевает Русь. Убегали как раз под покровительство монастырей и славу свя тых, способных защитить от несправедливости и неправедности. Едва только распиналась новая обитель, вместе с монашеской бра тией внутрь обители пробиралось под ее теплый бок простонародье. Так сильно было влияние в то время старцев, перенятое от Сергия, что не подчиниться ему считалось тяжким грехом. Но соседства с местом богомолья искали не только для защиты от утеснений, а и во имя очистительного перенимания Сейчас такое не спуста пред ставляется домыслом, мы от такого отвыкли, но было, было время, пришедшееся в том числе и на послесергиеву жатву, когда народ жаждал нравственного врачевания и духовной зрячести. Не по кня жескому же распоряжению крестьянин получил свое имя от хри стианина, для этого надо было выработать в себе все смысловые звуки, чтобы выговорить слово. И посмотрите: как только засохли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2