Сибирские Огни № 005 - 1991
бедно народы свое общемессианское строительство, талантом каж дого, не оставляли. Если сравнивать каждый народ с притоком, пополняющим родственно-этническую реку, впадающую затем в Мировой океан, то приток не одну лишь воду несет, но питает, со зидает и одухотворяет целый мир, не повторенный более нигде на пути своего следования. Задача притока — течь, находить к реке кратчайшую дорогу, но призвание его — отвернув в сторону, вы мыть из земли целительные соли, которые составят славу его суще ствованию. А такой народ, как русский, впитавший в себя при рождении и продолжении не одну кровь, сам по себе река, могучая и зага дочная. Русский человек может быть и варваром и невежественным. Не в первый раз награждают его подобными «достоинствами», и он никогда от них не отказывался. В семье не без урода, в народе не без уродства. То, что скрывалось у других под внешним лоском и внешним же благополучием, у нас не хотело прятаться и как бы нарочно рвалось на общее обозрение. Это извечное свойство рус ского — душа нараспашку, которое шокировало посторонних, не умевших вглядеться в эту душу. К тому же русский порыв к свя тости, не отрицавшийся прежде и недругами, невольно оставлял вни зу нравственное увечье, в любом народе не изжитое, но в нашем имеющее склонность к демонстрации и вызову, также своего рода порыв с обратным знаком. А при таком явлении, как юродство, смешивались и знаки. В юродстве народ сам себя обличал, не скры вая ни наготы своей, ни струпьев на теле и не жалея ругательств, и делал это настолько безжалостно, что, принимаемое за варвар ство, было оно, это публичное окаяние вместе с покаянием, что-то вроде публичного изгнания бесов, — было оно мучительной судоро гой народной души, ищущей спасения. Не случайно в свято-звезд ном русском небе там много юродивых; как знать, не в одной ли небесной келье братствуют за одинаковыми занятиями столь, каза лось бы, разнившиеся на земной службе Сергий Радонежский и Ва силий Блаженный. Святая Русь не'значит Русь идеальная. Это примеренные на на циональную фигуру сияющие одежды, пришедшиеся впору, но не воздетые до тех пор, пока последние не станут первыми. Это ли тургическое настроение народа, его осознанная цель, заключавшая ся в сердечной деятельности, в работе над благополучием духов ным. Рядом с другими, давно избравшими путь материальной каче ственности и достигшими немалых успехов на этом пути, наш на род продолжал показывать странное и болезненное упрямство. Пе риоды необычайного нравственного подъема перемежались в нем тяжелыми падениями, времена, когда представлялось, что он бли зок к весям небесным (при Ярославе Мудром, в первой половине 15-го века, в середине прошлого века), сменялись безудержным поклонением долу, а дол на русской земле не из самых чистых. От чаяние от очередного падения переживал он мучительно, но нахо дил в себе силы снова и снова готовиться к восхождению. Траге дия этого святоискательного народа заключалась в том, что его устремленность вверх всякий раз сбивалась могучим встречным движением, общим ходом мирового порядка, от которого не хотела отставать и российская власть. Она только и делала, что преобра зовывала и перестраивала Россию вопреки ее назначению. Вероят но, и поперек миру идти, чтобы уцелеть в нем, было невозможно, но преобразователи порой очень уж старались, чтобы показать свой передовизм. Петр Великий похвалялся перед европейскими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2