Сибирские Огни № 005 - 1991

бедно народы свое общемессианское строительство, талантом каж­ дого, не оставляли. Если сравнивать каждый народ с притоком, пополняющим родственно-этническую реку, впадающую затем в Мировой океан, то приток не одну лишь воду несет, но питает, со­ зидает и одухотворяет целый мир, не повторенный более нигде на пути своего следования. Задача притока — течь, находить к реке кратчайшую дорогу, но призвание его — отвернув в сторону, вы­ мыть из земли целительные соли, которые составят славу его суще­ ствованию. А такой народ, как русский, впитавший в себя при рождении и продолжении не одну кровь, сам по себе река, могучая и зага­ дочная. Русский человек может быть и варваром и невежественным. Не в первый раз награждают его подобными «достоинствами», и он никогда от них не отказывался. В семье не без урода, в народе не без уродства. То, что скрывалось у других под внешним лоском и внешним же благополучием, у нас не хотело прятаться и как бы нарочно рвалось на общее обозрение. Это извечное свойство рус­ ского — душа нараспашку, которое шокировало посторонних, не умевших вглядеться в эту душу. К тому же русский порыв к свя­ тости, не отрицавшийся прежде и недругами, невольно оставлял вни­ зу нравственное увечье, в любом народе не изжитое, но в нашем имеющее склонность к демонстрации и вызову, также своего рода порыв с обратным знаком. А при таком явлении, как юродство, смешивались и знаки. В юродстве народ сам себя обличал, не скры­ вая ни наготы своей, ни струпьев на теле и не жалея ругательств, и делал это настолько безжалостно, что, принимаемое за варвар­ ство, было оно, это публичное окаяние вместе с покаянием, что-то вроде публичного изгнания бесов, — было оно мучительной судоро­ гой народной души, ищущей спасения. Не случайно в свято-звезд­ ном русском небе там много юродивых; как знать, не в одной ли небесной келье братствуют за одинаковыми занятиями столь, каза­ лось бы, разнившиеся на земной службе Сергий Радонежский и Ва­ силий Блаженный. Святая Русь не'значит Русь идеальная. Это примеренные на на­ циональную фигуру сияющие одежды, пришедшиеся впору, но не воздетые до тех пор, пока последние не станут первыми. Это ли­ тургическое настроение народа, его осознанная цель, заключавшая­ ся в сердечной деятельности, в работе над благополучием духов­ ным. Рядом с другими, давно избравшими путь материальной каче­ ственности и достигшими немалых успехов на этом пути, наш на­ род продолжал показывать странное и болезненное упрямство. Пе­ риоды необычайного нравственного подъема перемежались в нем тяжелыми падениями, времена, когда представлялось, что он бли­ зок к весям небесным (при Ярославе Мудром, в первой половине 15-го века, в середине прошлого века), сменялись безудержным поклонением долу, а дол на русской земле не из самых чистых. От­ чаяние от очередного падения переживал он мучительно, но нахо­ дил в себе силы снова и снова готовиться к восхождению. Траге­ дия этого святоискательного народа заключалась в том, что его устремленность вверх всякий раз сбивалась могучим встречным движением, общим ходом мирового порядка, от которого не хотела отставать и российская власть. Она только и делала, что преобра­ зовывала и перестраивала Россию вопреки ее назначению. Вероят­ но, и поперек миру идти, чтобы уцелеть в нем, было невозможно, но преобразователи порой очень уж старались, чтобы показать свой передовизм. Петр Великий похвалялся перед европейскими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2