Сибирские Огни № 005 - 1991
их дружеских встреч, в нем, благочестивом и щедром старце, они ощущали равенство друг перед другом и проникались потребностью осознать себя единым национальным телом. Поруганная и пле ненная Русь, чтобы подняться^ нуждалась не в количественном, а качественном присутствии в себе, в воинстве, поднятом святыми ее идеалами. Вообще, если уж речь за1пла о качественности, русскость в ши роком смысле — это не набор и не ассортимент Качеств, свойствен ных русскому человеку, а духовная качественность. Те, кто не при нимает сегодня ни под каким видом русскость, — или не верят, что столь высокое призвание могло быть вручено столь «низкому» на роду, или она, качественность, сама по себе вызывает в них раздра жение по принципу: нет во мне, не должно быть и в других А по тому народ, домогавшийся или домогающийся ее, представляется им опасным. Это расхождение и непонимание вызывается не обяза тельно национальными и религиозными различиями — все больше причиной их становится нравственный раскол, торжество зла, соби рающее под знамена своего передовизма аморалитический интер национал. Поспешая в него, бывший русский человек, чтобы не вы звать у новых друзей подозрение в лояльности, посылает вослед своему народу, который он предал, самые бешеные проклятия и издевательства, что, кстати, по законам предательства является делом обычным. Передовизму такие и нужны: это общество иноземлян, много че го, на наш взгляд, потерявших в человеческой ипостаси, подводя щих милую их сердцу альтернативу под все — под совесть и стыд, любовь и семью, веру и родину, народ и государство, — и направ лено это общество против всякой нации в ее не общего вида исто рическом предназначении. ' И сталкивают народы они — чтобы от народов отбывало к ним. И рушат веру — чтобы на безверии терялись древние человеко- паственные заветы и остывали души: «бытие определяет сознание». И канонизируют каинов и иуд — чтобы былую святость превра тить в козлище, а святыни — в места публичных физиологических или художественных испражнений, будь то Казанский собор подле Красной площади, храм Христа Спасителя или Пушкин. И ненавидят всякую святость в большом и малом, в народе и человеке, в поступке и мыслях, иконе и пении, ненавидят даже не- состоявшуюся святость, ибо она может не загаснуть. И когда слышат они: «святоотеческие чувства», «Святая Русь», «святые идеалы» — как от заклинательного «свят, свят» по извест ному адресу передергивает их и заставляет в голос взывать свой, хорошо нам знакомый, хорал, решительно определяющий русскость от рождения ее и во веки веков под руки невежества и варварства. Здесь не без умысла подменяются понятия. Русскость, так же как немецкость, французскость, есть общее направление нации, внутреннее ее стремление, выданный ей при мужании, когда обо значаются успехи, аттестат на особую роль в мире. У одних эта роль практическая, у других художественная, у третьих — религи озная, но каждая нация призвана на оплодотворение собой, поми мо общих усилий, чего-то отдельного, к чему она имеет склон ность. Иначе человечество окостенело бы в однообразных движени ях. Есть, пить, плодиться, веселиться, защищаться от коварства соседей, выискивать из поколения в поколение все более и более совершенные способы для производства оружия, коварства, еды, питья, веселья — мир давно бы погиб, если бы он сразу же отпра вился по этому никуда не ведущему пути. Коли он жив — худо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2