Сибирские Огни № 005 - 1991

со всеми голодал, одарял последним и зверя и странника, никогда не поднимал голос, с государственными поручениями в Рязань и Ростов пробирался пешочком, тяготился положением настоятеля, а когда митрополит Алексий предложил ему после себя митру, не на шутку перепугался и ответил решительным отказом. Он и похо­ ронить завещал себя на общем кладбище. Вышность Преподобного заключалась в другом. Его облик полностью дорисовался при жиз­ ни и не нуждался в исправлениях: кто-то точно заметил, что Пре­ подобный пребывал еще во днях своих, а образ уже сошел с него в вечную святость, а это значит, ему было к кому обращаться за сверкой. Толпы народные, валившие к Сергию за утешением и поддерж­ кой, видели в нем, надо думать, целителя, родственного небу, одно прикосновение к которому способно отвести беды. Случаи сверхъ­ естественных физических исцелений, описанные Епифанием, в ог­ ромном авторитете Преподобного участия почти не принимают. Они — как дань святости, и, в сравнении с другими святыми, дань довольно скромная. Словно Сергий имел власть и над посмертной своей славой и в лишнем ей отказывал. Не этим силен был Препо­ добный. Искавшие его помощи шли к нему часто за одним, а полу­ чали другое, но полученное по мере воздействия на жизнь по «на­ правлению» превосходило желаемое. Когда монашеская братия в обители возроптала, жалуясь на трудную дорогу к воде, Сергий, по житию, иссек источник из земли подле своих ног. Но иссечен­ ный им в себе духовный источник, к которому текли и текли страж­ дущие, представляется более чудодейственным по своему влиянию на людей. В нем было нечто такое, что припадавший к нему видел как бы направленным на него зрением, нечто открывающее ему са­ мого себя. После Преподобного не осталось писаний, и слова бесед его с учениками, по житию, не достоверны его — он говорил в ответ на исповеди и запросы, до каждого, так сказать, снисходя, хотя в буквальном смысле снисходить ему не требовалось. Он еще и бла­ годарил любого, кто искал общения с ним. Интуиция подсказывает, что ничего великого он и не говорил при беседах, самое простое, но величие было в том, как говорил, каким голосом, как смотрел, чго видел в собеседнике, что читал в одному ему ведомых письме­ нах. Созданный им в себе огромный святой мир, высказываемый незамысловатым истечением мысли, должен был производить не­ малое впечатление. Какое-то окрыление, вероятно, появлялось у человека. Не сразу благословил Сергий и князя Дмитрия на кро­ вавую встречу с Мамаем, выспрашивая, все ли испробованы мир­ ные пути, и видя, как много плетется по Руси мученических венков, а благословив и отпуская от себя князя, шепнул — вся правда тут в том, что шепнул, только что провидя: «Ты победишь». И такая сила была в этих словах, так они вошли в князя, что он «прослезил­ ся» и больше уже не позволял себе сомневаться в успехе. Иногда выбор судьбоносных решений зависит, казалось бы, от самого ма­ лого: неизвестно, осмелился ли бы Дмитрий Иванович перейти Дон и закрыть себе дорогу к отступлению, если бы не звучал в нем ше­ пот Сергия. С ним дружил митрополит Алексий, Киприан искал его под­ держки, чтобы утвердиться во главе русской церкви после Алексия, строптивейшие из князей поддавались его вразумлению. Чтобы пользоваться подобным влиянием, нужно иметь славу возвышен­ ную и чистую, источник незамутненный и глубокий, к которому бы одинаково тянулись и простонародье, и вожди, В нем было место

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2