Сибирские Огни № 005 - 1991
со всеми голодал, одарял последним и зверя и странника, никогда не поднимал голос, с государственными поручениями в Рязань и Ростов пробирался пешочком, тяготился положением настоятеля, а когда митрополит Алексий предложил ему после себя митру, не на шутку перепугался и ответил решительным отказом. Он и похо ронить завещал себя на общем кладбище. Вышность Преподобного заключалась в другом. Его облик полностью дорисовался при жиз ни и не нуждался в исправлениях: кто-то точно заметил, что Пре подобный пребывал еще во днях своих, а образ уже сошел с него в вечную святость, а это значит, ему было к кому обращаться за сверкой. Толпы народные, валившие к Сергию за утешением и поддерж кой, видели в нем, надо думать, целителя, родственного небу, одно прикосновение к которому способно отвести беды. Случаи сверхъ естественных физических исцелений, описанные Епифанием, в ог ромном авторитете Преподобного участия почти не принимают. Они — как дань святости, и, в сравнении с другими святыми, дань довольно скромная. Словно Сергий имел власть и над посмертной своей славой и в лишнем ей отказывал. Не этим силен был Препо добный. Искавшие его помощи шли к нему часто за одним, а полу чали другое, но полученное по мере воздействия на жизнь по «на правлению» превосходило желаемое. Когда монашеская братия в обители возроптала, жалуясь на трудную дорогу к воде, Сергий, по житию, иссек источник из земли подле своих ног. Но иссечен ный им в себе духовный источник, к которому текли и текли страж дущие, представляется более чудодейственным по своему влиянию на людей. В нем было нечто такое, что припадавший к нему видел как бы направленным на него зрением, нечто открывающее ему са мого себя. После Преподобного не осталось писаний, и слова бесед его с учениками, по житию, не достоверны его — он говорил в ответ на исповеди и запросы, до каждого, так сказать, снисходя, хотя в буквальном смысле снисходить ему не требовалось. Он еще и бла годарил любого, кто искал общения с ним. Интуиция подсказывает, что ничего великого он и не говорил при беседах, самое простое, но величие было в том, как говорил, каким голосом, как смотрел, чго видел в собеседнике, что читал в одному ему ведомых письме нах. Созданный им в себе огромный святой мир, высказываемый незамысловатым истечением мысли, должен был производить не малое впечатление. Какое-то окрыление, вероятно, появлялось у человека. Не сразу благословил Сергий и князя Дмитрия на кро вавую встречу с Мамаем, выспрашивая, все ли испробованы мир ные пути, и видя, как много плетется по Руси мученических венков, а благословив и отпуская от себя князя, шепнул — вся правда тут в том, что шепнул, только что провидя: «Ты победишь». И такая сила была в этих словах, так они вошли в князя, что он «прослезил ся» и больше уже не позволял себе сомневаться в успехе. Иногда выбор судьбоносных решений зависит, казалось бы, от самого ма лого: неизвестно, осмелился ли бы Дмитрий Иванович перейти Дон и закрыть себе дорогу к отступлению, если бы не звучал в нем ше пот Сергия. С ним дружил митрополит Алексий, Киприан искал его под держки, чтобы утвердиться во главе русской церкви после Алексия, строптивейшие из князей поддавались его вразумлению. Чтобы пользоваться подобным влиянием, нужно иметь славу возвышен ную и чистую, источник незамутненный и глубокий, к которому бы одинаково тянулись и простонародье, и вожди, В нем было место
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2