Сибирские Огни № 005 - 1991
Смутиться, право, есть отчего: многие ли из нас осмелятся по тревожить дух великого молитвенника за землю русскую и возь мутся просить явить нам лицо его по случаю приближающейся даты. Год рождения отрока Варфоломея потерян (от 1314 до 1322). Время отшествия Преподобного Сергия известно точно — через двенадцать лет после Куликовской битвы. Эти двенадцать лет ис текают. В сентябре 1892 года на торжественном собрании в Мос ковской Духовной Академии в память Сергия Радонежского ис торик В. О. Ключевский сказал слова, которые в то время были широко известны и точностью своей представлялись опорой в чув стве непорушимости России. Вот они: «Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памят никами деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наи большее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается Нравственное чувство народа; они — его ■ питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомне ние, а мысль об ответственности потомков перед великими предка ми, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произве денные в нем траты. Ворота Лавры Преподобного Сергия затво рятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его». Даже предупреждение, изошедшее из этих могучих слов в кон це, прозвучало уверенностью: никогда тому не быть. Полный век, миновавший от даты до даты, как корова языком слизнула. То был страшный для России и ее братьев век, каких не водилось и при татарщине. Едва не вытравили огнем, разбоем и ругательствами веру, заменяя ее не на басурманскую, чего в ста рину боялись, не на униатскую, посягавшую позднее на правосла вие, а на каинову, при которой брат подбивался на убийство брата и открыто творилось торжище зла. Миллионы были уведены в по лон в свое же отечественное рабство, миллионы замучены, огром ные хлебные губернии уморены голодом. Сергиев Посад вскоре после революции переименовали, Лавру закрыли, мощи Преподоб ного выставили в музей на посмешище. Свершилось! Невозможное грянуло на Россию с такой разру шительной яростью, какой нельзя »было представить в самых тяже лых предчувствиях. Можно возразить, вглядываясь в слова Ключевского, что нрав ственный запас народа не был растрачен, а был растоптан, и лам пады не погасли без присмотра, а были загашены веро-ломно. Это так. Но мы бы и перед разверстой пропастью продолжали лука вить, если бы не спросили себя: как случившееся могло случиться при попустительстве и руками народа, который незадолго перед этим объявлял себя богоносцем и нравственной крепостью мира? Нет, точилась эта крепость долго и источена была сильно, если с таким. энтузиазмом растоптали и загасили. В той же речи Ключевского есть еще слова: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом 9 Сибирские огни № 5 257
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2