Сибирские Огни № 004 - 1991
Публикуемая ниже подборка материалов, конеч но, не вобрала в себя всего, что писалось и говори лось о храме Александра Невского. За пределами га зетных публикаций остались тысячи и тысячи писем горожан — верующих и неверующих — в советские и партийные органы, на радио, телевидение, к сто личным властям. Однако мы полагаем, что и эти ма териалы могут дать достаточно полное представление о нерадении, духовной глухоте, рядом с которыми ярче высвечивается почитание святынь, радение о красоте родного города, сила сограждан, объединен ных благой идеей. Низвержение, развенчание, поругание — этим пе реполнен сегодняшний день общества. Но делает ли все это нас добрее, а жизнь нашу счастливее? Потому сообщить читателям пример созидания, сохранения, утверждения мы посчитали своим граж данским долгом. ^ ДОРОГА К ХРАМУ С чего начать? Наверное, с воспитания. Когда встречаешь это слово, то не вольно в сознании возникает стереотип: «школа — семья — ули ца». И «улица» тут понимается как влияние негативное: хороший мальчик попадает в среду плохих, «уличных», подростков и на учается нехорошим делам. Таков стереотип. Но вдумаемся, ведь улица действительно воспитывает! Юный новосибирец, видя изо дня в день и из года в год неприбранные улицы, ямы, облупленные дома, переполненные автобусы и пр., и пр., воспитывается и ведет себя соответственно. ...Теперь о храме Александра Невского. Вот что можно прочесть о нем в книге «Новосибирск» (автор С. Н. Баландин): «...у здания... казенный «византийский» стиль, 'получивший большое распространение в официальной архитектуре России во второй половине XIX века. «Византийская» церковная архитектура рассматривалась царской камарильей как «праматерь» так называемого «православного» зодчества. Эти образцы зодче ства «национального стиля», насаждаемые свыше, не имели ничего общего с древнерусской народной архитектурой и были лишь вы ражением шовинистической политики царизма» (стр. 14). Это из дано в 1978 году, когда уничижение собственного достоинства и отрицание собственного достояния во имя бесконечных подтвер ждений собственной лояльности — всё это было в большом ходу. Годы развеяли завесу инерционных словосочетаний, завесу умышленного непонимания. И мы увидели, ощутили Православ ную Церковь частью жизни народа, частью нашей культуры, само сознания, а не только предметом — зачастую безграмотной, но ак тивной критики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2