Сибирские Огни № 004 - 1991

Публикуемая ниже подборка материалов, конеч­ но, не вобрала в себя всего, что писалось и говори­ лось о храме Александра Невского. За пределами га­ зетных публикаций остались тысячи и тысячи писем горожан — верующих и неверующих — в советские и партийные органы, на радио, телевидение, к сто­ личным властям. Однако мы полагаем, что и эти ма­ териалы могут дать достаточно полное представление о нерадении, духовной глухоте, рядом с которыми ярче высвечивается почитание святынь, радение о красоте родного города, сила сограждан, объединен­ ных благой идеей. Низвержение, развенчание, поругание — этим пе­ реполнен сегодняшний день общества. Но делает ли все это нас добрее, а жизнь нашу счастливее? Потому сообщить читателям пример созидания, сохранения, утверждения мы посчитали своим граж­ данским долгом. ^ ДОРОГА К ХРАМУ С чего начать? Наверное, с воспитания. Когда встречаешь это слово, то не­ вольно в сознании возникает стереотип: «школа — семья — ули­ ца». И «улица» тут понимается как влияние негативное: хороший мальчик попадает в среду плохих, «уличных», подростков и на­ учается нехорошим делам. Таков стереотип. Но вдумаемся, ведь улица действительно воспитывает! Юный новосибирец, видя изо дня в день и из года в год неприбранные улицы, ямы, облупленные дома, переполненные автобусы и пр., и пр., воспитывается и ведет себя соответственно. ...Теперь о храме Александра Невского. Вот что можно прочесть о нем в книге «Новосибирск» (автор С. Н. Баландин): «...у здания... казенный «византийский» стиль, 'получивший большое распространение в официальной архитектуре России во второй половине XIX века. «Византийская» церковная архитектура рассматривалась царской камарильей как «праматерь» так называемого «православного» зодчества. Эти образцы зодче­ ства «национального стиля», насаждаемые свыше, не имели ничего общего с древнерусской народной архитектурой и были лишь вы­ ражением шовинистической политики царизма» (стр. 14). Это из­ дано в 1978 году, когда уничижение собственного достоинства и отрицание собственного достояния во имя бесконечных подтвер­ ждений собственной лояльности — всё это было в большом ходу. Годы развеяли завесу инерционных словосочетаний, завесу умышленного непонимания. И мы увидели, ощутили Православ­ ную Церковь частью жизни народа, частью нашей культуры, само­ сознания, а не только предметом — зачастую безграмотной, но ак­ тивной критики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2