Сибирские Огни № 004 - 1991
Торжественное церковное почитание дня Благове щения началось не позднее IV века, но иконы, изо бражающие это событие, появились в Церкви христи анской уже во II веке, например, в Римских катаком бах, на стене усыпательницы святой Прискиллы. В Русской Православной Церкви на иконах Благо вещения изображены Архангел Гавриил (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороца- ми в ушах), предстоящий (прямо или коленопрекло ненно) перед Святой Девой; в левой руке Архангела — райская ветвь, символ радостного благовестил, правой рукой он благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гавриила — трезубец. Пресвятая Дева Мария представлена сидящей (в храмине) и благого вейно читающей книгу (пророка Исаии); в книге иногда видны слова: Се, Дева во чреве приимет (Ис. 7, 14). Встречаются древние иконы Благовещения с некоторыми видоизменениями; так, например, Пре святая Дева изображается с веретеном или початком в руках. На других иконах, например, в Московском Успенском Соборе, прядущею изображена не Сама Пречистая Дева, а служанка, сидящая у ног Ее. На Устюжской иконе Благовещения в Московском Успен ском соборе Богомладенец представлен явившимся на персях Приснодевы в момент Благовещения. Встречаются также иконы Благовещения, на кото рых Божия Матерь изображена стоящей у колодца и черпающей воду; сзади или перед Ней изображен бла- говествующий Архангел. Иконы Благовещения, сим волизирующие начало искупления рода человеческо го, с древних времен по церковному законоположе нию устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благо вещения напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения. «Минея». Март, 25-й день. Днесь спасения нашего главизна и еже от века та инства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гав риил благодать благовествует. Темже и мы с ним Бо городице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2