Сибирские Огни № 004 - 1991
ются богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу. Темные одежды священнослужителей сменяются светлыми. До начала пасхальной заутрени храм, по древнему обычаю, наполняется фимиамом в знак изо билия благодати, полученной нами чрез Воскресение Христово. Во время пасхального богослужения в хра мах зажигаются все светильники, и находящиеся в храме стоят со свечами в знак полноты духовной ра дости. Со времени апостольского Церковь совершает пасхальное богослужение ночью и христиане бодр ствуют в священную и предпразднственную и спаси тельную ночь Светлого Воскресения Христова. В конце литургии в день Пасхи, по заамвонной мо литве, совершается освящение артоса (греч. — «хлеб») — просфоры большого размера с изображением Кре ста или Воскресения Христова. В каждый день Свет лой седмицы после литургии по обычаю совершается крестный ход вокруг храма: с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Пречи стой Богородицы, с пением канона Пасхи. В Светлую седмицу артос раздробляется при чтении положенной молитвы и раздается верующим после литургии как великая святыня церковная для вкушения прежде принятия обычной пищи. Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам, которые, навыкнув вкушать трапезу вместе с Господом, пред ставляли себе Его присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос Своей Крестной смертью и Воскресением сделался для нас истинным Хлебом вечной жизни. Праздник Пасхи со времени его установления был светлейшим, всеобщим, продолжительнейшим христи анским торжеством. От дней апостольских христиан ская Пасха, как и ветхозаветная, продолжалась семь или восемь дней, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до понедельника по Неделе о Фоме. Светлая седмица заканчивается на восьмой день — в Неделю о Фоме, которая поэтому издревле состав ляла особое торжество — как бы замену, повторение самого пасхального дня, отчего и была названа Анти- па'схой. С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года, поэтому Антипасха называется еще Не делей новой, Днем обновления, Обновлением. Такие названия тем более приличны этому дню, что в день 298
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2