Сибирские Огни № 004 - 1991

Единственное, чего достигли фантасты «новой» кооперативной волны, это то, чего не могло достигнуть за семьдесят лет государ­ ственное книгоиздательство: они насытили и даже перенасытили рынок фантастикой. Причем фантастикой, принимая во внимание ее качество, номинальной, относящейся к разряду эрзацлитерату- ры. Но этак, по меткому замечанию одного моего знакомого, и мясной рынок можно в два счета перенасытить колбасой, если из­ готавливать ее не из мяса, а, допустим, из опилок. Читательский интерес к фантастике во все времена был относи­ тельно стабильным. И сегодня, в условиях духовной сумятицы и экономической неразберихи, этим обстоятельством ловко пользу­ ются новые советские бизнесмены. Все настойчивее внедряются в книгоиздательский процесс энергичные посредники. Они действуют под вывесками молодежных центров, объединений, комплексов, а то и вовсе не маскируясь— чистосердечно называя себя коопера­ торами. Их час пробил. Они имеют деньги и не скрывают, что их цель — делать новые деньги. Они располагают, порой в неимовер­ ных размерах, бумагой, закупленной по рыночным ценам, и не скрывают, что хотят пустить ее в дело. И даже не против того, чтобы поделиться толикой прибыли с государственными издатель­ ствами, посаженными на голодный бумажный паек. Есть, правда, маленький нюанс: новоявленным отечественным предпринимателям абсолютно наплевать на художественный уро­ вень выпускаемой при их участии литературы. Лишь бы покупали. И бесполезно взывать к их эстетическому вкусу. Потому что вкус — понятие абстрактное, а деньги — конкретное. Они выпускают не только фантастику, но и детективы (вспом­ ните название серии — «Фантакрим»); учреждают периодические издания, на страницах которых вперемешку со слухами подают уголовную хронику и прочую «клубничку»; штампуют сексуальные руководства с картинками и без; стряпают гороскопы, сборники «народных» примет, С'бнники. Уверяю вас, для создания шедевров подобного толка не надо иметь более одной извилины в голове. Недавно мой сосед, человек иронического склада, приступил к со­ чинению сонников по индивидуальным заказам (справедливости ради следует сказать, что совершенно бескорыстно, из озорства). Например, ежели Иван Кузьмич во сне явится, то к дождю, а ежели Cepera, то, напротив, к выпивке; жена приснится накануне получки — денег лишиться. И ведь сбывается! Они, наши доморощенные дельцы, несут обывателю не только печатное слово. Они всю страну, весь народ не прочь приобщить к вершинам «массовой культуры», которая на Западе, столь близком их сердцу, давно стала уделом слоев, стоящих на низших ступень­ ках социальной лестницы. Они торгуют фотографиями голых девиц и мускулистых суперменов; они устраивают театрализованные «эротик-шоу»; они организуют гастроли бесчисленных рок-групп, исполняющих под грохот электронных инструментов шлягеры без музыки и слов; они гонят по программам коммерческого кабель­ ного телевидения и в видеосалонах, которым несть числа, исклю­ чительно боевики, фильмы ужасов и еще чаще — обыкновенную «порнуху». Один такой видеосалон на колесах стоит у подъезда моего дома, и я каждый вечер "могу наблюдать с балкона, как из дверей этого заведения вываливают е густым матом и идиотским хохотом толпы возбужденных подростков. «Слышь, Толян, как он ее!», «Гы-гы-гы!» — и далее непечатно. «А она-то, она-то!» — и снова непечатно. И мне становится не по себе. Потому что то, чем занимались эти ребята в «салону», не что иное, как скопофилия —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2