Сибирские Огни № 004 - 1991
тих авторов — хоть отбавляй. А за ними, увы, — лишь пустота и ничего кроме. Летом 1989 года литература подобного толка и уровня, а за частую и еще более низкого пошиба, буквально захлестнула чита тельский рынок. Практически одновременно с «эховскими» сборни ками, наводнившими киоски «Союзпечати», на прилавок были вы брошены крупные партии «книжек-минуток», подготовленных ал ма-атинским молодежным комплексом «Отрар». Именно с «ртра- ровских» шестнадцатистраничных книжек, представляющих собой сложенный вчетверо газетный разворот, и началось наше знаком ство с творчеством фантастов «новой волны». «Проглотив» первую же «минутку» «Возвращение динозавров», я почувствовал себя глубоко обманутым. По всей вероятности, подобное пережили и другие доверчивые простаки, которым за их же кровные 30 копеек вместо обещанной фантастики подсунули фельетончики на бытовые темы, изложенные суровым языком рай онной газеты. Говорить о сколько-нибудь серьезном а н а л и з е этих произведений не приходится. Достаточно простого пересказа, что бы все стало ясным. В рассказе Э. Нуршина «Испытание» интрига закручивается во круг изобретения «микроминиатюрного абстрактно мыслящего ус тройства», названного правдоискателем. Испытание аппарата рек тор НИИ (простим автору эту маленькую вольность; ему, проник шему пытливым взором в XXI век, виднее, какие реформы грядут в сфере управления наукой) поручил «роботу-интеллектуалу Васе». Искать правду в своем столетии ни ректор, ни ученый совет не рискнули, а командировали исполнительного Васю в прошлое. Ос нащенный вмонтированным в наручные часы «Слава» правдоиска телем, робот-интеллектуал оказывается в 1988 году, принимает че ловеческое обличье и успешно натурализуется под именем Цела- нида Валидолкина. Эксперимент начался. В первом же гастрономе, куда забрел Вася-Целанид, девушка- продавщица не только ловко обвешала его, но и, в ответ на робкое возражение, хамски посоветовала «разуть глаза», а еще лучше — пойти и похмелиться. На следующий день неугомонный Вася вновь заявился в мага зин и застукал гражданина, выносившего из кабинета директора дефицитные продукты, как-то; две палки сервилата, пять банок икры паюсной, коробку конфет «Птичье молоко» и три бутылки коньяка «Наполеон». С помощью все того же правдоискателя не стоило ни малейшего труда установить, что предназначалось все это объедение мэру города Дибазолу Валериановичу Биралгино- ву. (Любопытно, зачем понадобилось автору называть наших со временников и, судя по всему, соотечественников, именами с от четливо выраженным фармацевтическим привкусом?) Взбешенный мэр, которого робот-интеллектуал посмел оторвать от важных государственных дел, сдал зарвавшегося экстремиста в милицию. В «минутке» с еще более завлекательным названием «Крабы ложатся на дно» другой молодой фантаст А. Боровинский дебюти рует рассказом «Вмешательство». Силою своего воображения он забрасывает на Землю инопланетян, музыкантов по профессии. И устраивает концерт неземной музыки, на который в воспита тельных целях собирает (в качестве слушателей) самых оголтелых и бескультурных земных рок-исполнителей. Лучше бы автор этого не делал! Духовная миссия культуртрегеров из Галактического Со общества с треском проваливается: «...ни одна, из рок-групп не от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2