Сибирские Огни № 004 - 1991
Его кольцевые тоннели, горизонтальные уровни и лифтовые стволы, кое-где слагавшие толщу высотой с Монблан, были полны круглосуточным бесцельным движением и неумолчным шумом. Дряхлея, прогибались перекрытия; отпадали люки, лопались трубо проводы, садился усталый металл, коробилась пластмасса, трещи ны бежали по стеклу, вспыхивали давно лишенные питания фона ри на уровневых проспектах. Яркий свет под потолком вспыхнул неожиданно. Ожили экраны прибора, заструились за ним светящиеся змейки графиков, замель кали цифры, понеслись откуда-то приглушенные щелчки и веселое гудение. Теперь можно было не только рассмотреть роботов поближе, но и услышать, о чем они говорят. Все роботы были черного цвета и только один, суетящийся, был синим. На спине и на груди у каждого четко обозначились номера, и точно такие же порядковые номера были на ракетных установках, только более крупные. Нужно было срочно что-то предпринимать. Экипаж немедленно вышел из глубокого анабиоза и бросился к плазмометам. Корабль роботов дождался-таки. Мощная вспышка — и через мгновение на его месте зияла пустотой черная дыра, еще одна из тех, каки ми так богата вселенная». Как вы думаете, что это за текст? Космический супербоевик? В общем — близко к истине. Но — не более. Это — мистификация, литературный коллаж, в котором первые шесть абзацев взяты из фантастических повестей, принадлежащих перу различных авторов; седьмой, придающий композиции некоторую законченность, выду ман мною. Такой вот феномен: совершенно разные писатели, а изъясняют ся абсолютно одинаковым, унифицированным языком. Поневоле засомневаешься: уж не компьютеру ли, поднаторевшему в литера туре, принадлежит авторство? Нет, не компьютеру, а опытному писателю-фантасту Е. Гуля ковскому («Планета для контакта») и его более молодым собрать ям по цеху О. Чарушникову («Пункт проката»), М. Пухову («Ко рабль роботов»), А. Дмитруку («Ветви большого дома»), В. Пи- щенко, М. Шабалину («НЛО из Грачевки»), Л. Кулиевой, 3. Ку лиеву («Кладбище погибших планет»). Вышли упомянутые произ ведения в 1989 году в издательствах «Молодая гвардия», «Проме тей» МГПИ им. В. И. Ленина, «Гянджлик». При участии литера турно-издательского агентства «Эхо», дислоцирующегося в Ново сибирске. Удручает не только языковое однообразие, роднящее поимено ванных авторов (как и многих неназванных), — в конце концов, каждый пишет, как может. Больше смущает другое. С глобальны ми категориями они обходятся запанибрата; вечность похлопыва ют по плечу, как приятеля за кружкой пива; с мирозданием — на «ты». У подножия недосягаемых вершин познания, коих достигает в их книгах человечество будущего, чувствуешь себя если не круг лым дураком, то недоумком уж точно. Сказано: «надпространство» — и никаких гвоздей. Сказано: «шестимерное» — значит, так оно и есть. А для чего, собственно, сказано? Думается, чтобы напустить побольше многозначительно сти. Иных причин не находится, поскольку за пределы первого абзаца повести Е. Гуляковского «Планета для контакта» это самое «шестимерное надпространство» не проникает и на дальнейший ход событий никак не влияет, Глубокомысленных обмолвок, таин ственных деталей, как бы невзначай вкрапленных в текст, и у дру-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2