Сибирские Огни № 004 - 1991

Его кольцевые тоннели, горизонтальные уровни и лифтовые стволы, кое-где слагавшие толщу высотой с Монблан, были полны круглосуточным бесцельным движением и неумолчным шумом. Дряхлея, прогибались перекрытия; отпадали люки, лопались трубо­ проводы, садился усталый металл, коробилась пластмасса, трещи­ ны бежали по стеклу, вспыхивали давно лишенные питания фона­ ри на уровневых проспектах. Яркий свет под потолком вспыхнул неожиданно. Ожили экраны прибора, заструились за ним светящиеся змейки графиков, замель­ кали цифры, понеслись откуда-то приглушенные щелчки и веселое гудение. Теперь можно было не только рассмотреть роботов поближе, но и услышать, о чем они говорят. Все роботы были черного цвета и только один, суетящийся, был синим. На спине и на груди у каждого четко обозначились номера, и точно такие же порядковые номера были на ракетных установках, только более крупные. Нужно было срочно что-то предпринимать. Экипаж немедленно вышел из глубокого анабиоза и бросился к плазмометам. Корабль роботов дождался-таки. Мощная вспышка — и через мгновение на его месте зияла пустотой черная дыра, еще одна из тех, каки­ ми так богата вселенная». Как вы думаете, что это за текст? Космический супербоевик? В общем — близко к истине. Но — не более. Это — мистификация, литературный коллаж, в котором первые шесть абзацев взяты из фантастических повестей, принадлежащих перу различных авторов; седьмой, придающий композиции некоторую законченность, выду­ ман мною. Такой вот феномен: совершенно разные писатели, а изъясняют­ ся абсолютно одинаковым, унифицированным языком. Поневоле засомневаешься: уж не компьютеру ли, поднаторевшему в литера­ туре, принадлежит авторство? Нет, не компьютеру, а опытному писателю-фантасту Е. Гуля­ ковскому («Планета для контакта») и его более молодым собрать­ ям по цеху О. Чарушникову («Пункт проката»), М. Пухову («Ко­ рабль роботов»), А. Дмитруку («Ветви большого дома»), В. Пи- щенко, М. Шабалину («НЛО из Грачевки»), Л. Кулиевой, 3. Ку­ лиеву («Кладбище погибших планет»). Вышли упомянутые произ­ ведения в 1989 году в издательствах «Молодая гвардия», «Проме­ тей» МГПИ им. В. И. Ленина, «Гянджлик». При участии литера­ турно-издательского агентства «Эхо», дислоцирующегося в Ново­ сибирске. Удручает не только языковое однообразие, роднящее поимено­ ванных авторов (как и многих неназванных), — в конце концов, каждый пишет, как может. Больше смущает другое. С глобальны­ ми категориями они обходятся запанибрата; вечность похлопыва­ ют по плечу, как приятеля за кружкой пива; с мирозданием — на «ты». У подножия недосягаемых вершин познания, коих достигает в их книгах человечество будущего, чувствуешь себя если не круг­ лым дураком, то недоумком уж точно. Сказано: «надпространство» — и никаких гвоздей. Сказано: «шестимерное» — значит, так оно и есть. А для чего, собственно, сказано? Думается, чтобы напустить побольше многозначительно­ сти. Иных причин не находится, поскольку за пределы первого абзаца повести Е. Гуляковского «Планета для контакта» это самое «шестимерное надпространство» не проникает и на дальнейший ход событий никак не влияет, Глубокомысленных обмолвок, таин­ ственных деталей, как бы невзначай вкрапленных в текст, и у дру-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2