Сибирские Огни № 004 - 1991
о решении экологических проблем (в одиннадцати), о политическом плюрализме и даже о свободе печати (в деся ти программах). У других — и «ликвидация административно-командных мето дов управления». И «решение жилищной проблемы». И «упраздне ние сталинского административного деления Сибири». И «экономи ческое и политическое равноправие России в отношениях с други ми республиками». И «борьба с теми, кому не по нутру предан ность армии». И «освобождение партии от несвойственных ей функций». И, конечно, «социальная справедливость», «лишение не законных привилегий руководящих работников»... Весь, кажется, спектр обозначенных газетами задач. На что же оказалась способна я, подавленная глобальностью цели,—предложить обществу пути выхода из всеохватного кризиса? Только на то, на что способна. Главной бедой Сибири мне ви дится сегодня состояние ее интеллектуально-нравственного потен циала: центр неумолимо забирает лучших хозяйственников, органи заторов, ученых, деятелей культуры... Для отъезжающего проща ние с Сибирью — благо: он вырос, его заметили, востребовали сверху. Для Сибири всякий раз — потеря. Утечка мозгов и талан тов ущербна для региона даже, может быть, более, чем лихора дочное корыстное добычливое хозяйствование. Ибо противостоять непродуманным решениям центра могут на местах люди умные, де ятельные, компетентные, а они в «медвежьих углах» добровольно не засиживаются. Написала об этом. Более, чем дефицит тканей и колбасы, меня угнетает дефицит порядочности, невыносимо обостряющийся от новых запахов поли тического успеха, большого рубля, ненаказуемой скандальности. Попыталась сформулировать некие нравственные ориентации, ко ими власть, по моему разумению, пренебрегать не должна: сопро тивление дешевке лозунгов, обещаний, оценок, обвинений, прогно зов; противодействие ожесточению любых общественных групп как социально опасному состоянию; в то же время — непримиримость к доносчикам и их покровителям как реаниматорам страшного не дуга; труд по восстановлению человеческого достоинства, попирае мого казенщиной, хамством должностных лиц, бездушностью ма рионеток-исполнителей на всех кабинетных уровнях... Город, в котором я живу, плохо относится к детям. Им негде познавать себя в процессе изобретательства, сочинительства, рисо вания, сценического творчества, конструирования и так далее. На писала и об этом: внимание — обитателям подвалов и подворотен, подъездов и глухих проулков... Вот такая примерно получилась из меня «программистка». Словарь «абстрактного гуманиста», насмешливо заметил один мой грустный приятель. Согласилась. Дело с политизацией словаря (и это естественно для неполитизированного мышления) обстояло скверно. Ни разу — «народовластие», «референдум», «демократизация», «патрио тизм», «федерация»... Каюсь, слова эти в сознании моем действи тельно никак не угнездятся и потомства от них в виде революци онных идей и призывов ждать не приходится. Ну что ж... Если программа (или «платформа») кандидата есть его визитная карточка, то моя визитка должна, кажется, обеспе чить мне «абстрактно-гуманистическое» существование в предстоя щей «борьбе».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2