Сибирские Огни № 004 - 1991

Говорить о каком-то крахе, какой-то неудаче в разрушении об­ щины в Сибири, как и всей переселенческой политики, не прихо­ дится. А то, что реформа была практически законсервирована, есть следствие смерти Столыпина и начала мировой войны. Проблемы, конечно, возникали. Но они и решались. Уже остро встал вопрос о реализации сибирского хлеба. И это было только начало. Столыпин в практическую плоскость поставил рассмотре­ ние альтернативных путей вывоза хлеба и прежде всего его эк­ спорта. Один из вариантов — переброска по сибирским рекам (Оби и Енисею) до морей Ледовитого океана, а затем — по Северному морскому пути в европейские порты. Рассматривался вариант транспортировки хлеба по Оби с по­ следующей перегрузкой на Обь-Архангельскую железную дорогу, Которую еще предстояло построить, а затем — морским путем из Архангельска в Европу. Довольно реальным считался проект сое­ динения через систему каналов притоков Иртыша и Камы. Но осуществление всех этих вариантов сопряжено было с дли­ тельным периодом ледостава рек, большой протяженностью путей, необходимостью нескольких перегрузок, большими накладными расходами. И над идеей быстрого строительства Туркестано-Сибир­ ской железной дороги задумывался Столыпин. Главное назначение ее мыслилось в вывозе в бесхлебную Среднюю Азию сибирского хлеба, а в обратном направлении — перевозке хлопка, для перера­ ботки которого планировалось построить ряд предприятий легкой промышленности. Капитальные вложения для реализации этой идеи требовались огромные. После смерти Столыпина про идею эту забыли. Но нам не стоит забывать, что родилась она вовсе не в головах авторов первых пятилеток, а намного раньше. Все это были проекты перспективные, а хлебом Сибирь уже затоварилась, назревало недовольство крестьян. И дело было не только в ограниченных возможностях Транссибирской железнодо­ рожной магистрали. По существовавшему положению при пересече­ нии Урала, в Челябинске, значительно возрастал тариф на ввози­ мый из Сибири хлеб. Интересы сибиряков ущемлялись в пользу производителей и поставщиков хлеба из Центральной России. Сто­ лыпин выступает за отмену «переломного» челябинского тарифа, тем более что сибирский хлеб не наносил ущерба аграрникам центральных губерний, уходя на рынки Западной Европы. А что­ бы защитить интересы сибирских и дальневосточных хлеборобов на Востоке, Столыпин ставит вопрос о повышении таможенных пошлин на ввоз хлеба из Маньчжурии. Остается удивляться компетентности и прозорливости Столыпи­ на. Возвратившись из поездки в Сибирь, он без каких-либо бюро­ кратических проволочек, демагогии, согласований принимает целый ряд крупных и мелких решений, чрезвычайно полезных в той си­ туации. Изучив мировую конъюнктуру, Столыпин ориентирует си­ бирских крестьян на преимущественное выращивание пшеницы как культуры, пользующейся спросом на мировом рынке. Он убежден, что России не страшны в мировой торговле хлебом такие конку­ ренты, как США, Австралия, Аргентина и Канада. Столыпин хочет, чтобы земледелие в Сибири развивалось с ис­ пользованием сельскохозяйственной науки и передового мирового ' опыта. Для этого он продумывает систему оказания агрономиче­ ской помощи населению, ставит вопрос об открытии в Сибири сель­ скохозяйственных учебных заведений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2