Сибирские Огни № 004 - 1991

целинников закрепилось в Сибири и Казахстане немногим более пяти процентов! Анализируя результаты переселения после Указа от 9 ноября 1906 года, и в частности, причины большого числа возвращений назад и уходов с указанного места в поисках лучших земель, Сто­ лыпин приходит к выводу'о необходимости внесения серьезных корректировок в переселенческую политику. Он ставит под сомнение сложившуюся практику посылки ходо­ ков, когда ходок от группы семей закреплял землю за пославши­ ми его, после чего те получали от своего земства документы на выезд. Процесс переселения шел довольно сумбурно в том смысле, что на хорошие земли хлынуло переселенцев больше, чем их можно было организованно принять, а другие, с нарезанными, подготов­ ленными участками, не занимались. С неохотой шли переселенцы в тайгу, в степные, маловодные районы с солончаковыми почвами. Зато на Алтай, особенно в Барнаульский уезд, было настоящее па­ ломничество. Здесь скапливалась масса переселенцев, так называе­ мых «самовольных», «временно проживающих», и все они требова­ ли земли. Понять их можно, ведь черноземные почвы, обилие солн­ ца, достаток влаги обещали переселенцам процветание в скором будущем. Примером тому была богатая жизнь местных старо­ жилов. Столыпин наводит порядок в землепользовании старожилов. Нужно было разобраться, кто какой землей владеет, в каком объеме и насколько эффективно ее использует. Первоочередного внимания требовали земли особо привлекательные, бесхозное ис­ пользование которых было недопустимым на фоне большого числа желающих их иметь. Некоторое ограничение старожилов в земле, а точнее приобщение их к более рачительному ее использованию, вскоре тоже станет поводом нападок на Столыпина, как «притес­ нение коренных сибиряков». Съездив в Сибирь, чтобы своими глазами увидеть, как отво­ дятся земли переселенцам, Столыпин заметил несоответствие госу­ дарственных и крестьянских интересов в связи с неравномерно­ стью заселения всех территорий. Он. приходит к выводу о необхо­ димости заинтересовать переселенцев в поселении и на худшие земли. Он предлагает самые хорошие земли не просто отдавать в пользование, а продавать, и тем дороже, чем они лучше. А за по­ селение на плохих землях — безводных, таежных — не только не взимать платы, но даже доплачивать желающим их осваивать. Конечно, говорить о какой-либо социальной справедливости в этом случае не приходилось — богатые имели возможность приоб­ рести лучшие земли, а бедняки то, что могли получить бесплатно. Но это отвечало интересам государства, способствовало равномер­ ному заселению восточных районов, вносило организованность в переселенческий процесс. Разумеется, Столыпин был намерен здесь, как и в Европейской России, передавать или продавать новоселам землю в частную собственность. В Сибири у старожилов общинное землепользование было по­ всеместным, и только аренда части .земли являлась исключением из правила, но она не имела сколько-нибудь решающего значения. «И других, кроме мирских порядков в распоряжении землей, сибир­ ские крестьяне не знают... Земли, что у сибирских крестьян, счита­ ются казенными, но они находятся в бессрочном пользовании крестьянского мира — волости или селенья, в пользовании общи*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2