Сибирские Огни № 004 - 1991
целинников закрепилось в Сибири и Казахстане немногим более пяти процентов! Анализируя результаты переселения после Указа от 9 ноября 1906 года, и в частности, причины большого числа возвращений назад и уходов с указанного места в поисках лучших земель, Сто лыпин приходит к выводу'о необходимости внесения серьезных корректировок в переселенческую политику. Он ставит под сомнение сложившуюся практику посылки ходо ков, когда ходок от группы семей закреплял землю за пославши ми его, после чего те получали от своего земства документы на выезд. Процесс переселения шел довольно сумбурно в том смысле, что на хорошие земли хлынуло переселенцев больше, чем их можно было организованно принять, а другие, с нарезанными, подготов ленными участками, не занимались. С неохотой шли переселенцы в тайгу, в степные, маловодные районы с солончаковыми почвами. Зато на Алтай, особенно в Барнаульский уезд, было настоящее па ломничество. Здесь скапливалась масса переселенцев, так называе мых «самовольных», «временно проживающих», и все они требова ли земли. Понять их можно, ведь черноземные почвы, обилие солн ца, достаток влаги обещали переселенцам процветание в скором будущем. Примером тому была богатая жизнь местных старо жилов. Столыпин наводит порядок в землепользовании старожилов. Нужно было разобраться, кто какой землей владеет, в каком объеме и насколько эффективно ее использует. Первоочередного внимания требовали земли особо привлекательные, бесхозное ис пользование которых было недопустимым на фоне большого числа желающих их иметь. Некоторое ограничение старожилов в земле, а точнее приобщение их к более рачительному ее использованию, вскоре тоже станет поводом нападок на Столыпина, как «притес нение коренных сибиряков». Съездив в Сибирь, чтобы своими глазами увидеть, как отво дятся земли переселенцам, Столыпин заметил несоответствие госу дарственных и крестьянских интересов в связи с неравномерно стью заселения всех территорий. Он. приходит к выводу о необхо димости заинтересовать переселенцев в поселении и на худшие земли. Он предлагает самые хорошие земли не просто отдавать в пользование, а продавать, и тем дороже, чем они лучше. А за по селение на плохих землях — безводных, таежных — не только не взимать платы, но даже доплачивать желающим их осваивать. Конечно, говорить о какой-либо социальной справедливости в этом случае не приходилось — богатые имели возможность приоб рести лучшие земли, а бедняки то, что могли получить бесплатно. Но это отвечало интересам государства, способствовало равномер ному заселению восточных районов, вносило организованность в переселенческий процесс. Разумеется, Столыпин был намерен здесь, как и в Европейской России, передавать или продавать новоселам землю в частную собственность. В Сибири у старожилов общинное землепользование было по всеместным, и только аренда части .земли являлась исключением из правила, но она не имела сколько-нибудь решающего значения. «И других, кроме мирских порядков в распоряжении землей, сибир ские крестьяне не знают... Земли, что у сибирских крестьян, счита ются казенными, но они находятся в бессрочном пользовании крестьянского мира — волости или селенья, в пользовании общи*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2