Сибирские Огни № 004 - 1991
но» выступлениями «Вечернего Новосибирска» и «тенденциозно» подобранными газетой письмами-откликами? И, наконец, разве не худший вид демагогии — объявлять «недостаточными и ненаучны ми» результаты опроса, проведенного местным радио и новосибир ской «Вечеркой» и убедительно показавшего благородное стремле ние подавляющего большинства жителей города — коммунистов и беспартийных, атеистов и верующих — исправить допущенную в тридцатые годы несправедливость и вернуть храм тем, кому при надлежит он по праву? Первый секретарь Новосибирского горкома КПСС А. В. Маслов рассказал мне, что за передачу храма верующим высказалось соб рание секретарей первичных партийных организаций города (тыся ча триста человек!). Лишь тот, чье мышление, по-видимому, уже не выберется из старой колеи и кто всем существом врос в прош лое, способен так непростительно заблуждаться относительно сути развернувшихся вокруг храма Александра Невского событий. В ми тингах, шествиях, в едких лозунгах вроде: «Украл — положи на место», «Бог простит — народ никогда», в статьях «Вечерки» чи новник увидит все что-угодно, вплоть до происков каких-нибудь антисоциалистических сил, но в силу своей политической слепоты не заметит самого очевидного — преодолевшей паралич личности. Не надо обладать сверхъестественной проницательностью, чтобы с полным основанием утверждать: храм на Красном проспекте ока зался рубежом, на котором сошлись сторонники демократических преобразований и те, кто еще не потерял надежду если не остано вить их, то хотя бы ограничить. Новосибирский профессор Юрий Иванович Мерзляков сказал мне: «Удивительно единодушие людей, которые во всем остальном занимают противоположные позиции. Возвращение собора верую щим — тот самый пункт, в котором мы сошлись». Неформальные организации Новосибирска решительно заняли сторону верующих. Мне приходилось, правда, слышать, что, принимая участие в борь бе за возвращение храма, они всего-навсего стремятся пополнить свой политический капитал. Я, однако, склонен думать, что и про фессор Мерзляков, и вкономист-математик Сергей Коковин совер шенно искренне полагают, что принцип свободы совести и подпи санный нашим правительством Венский документ имеют обязатель ную силу и для Новосибирска. «Вы нам помогите», — говорил мне на прощание Боков. Что ж, это мой долг. И я говорю во всеуслышание: истинная причина, из- за которой храм на Красном проспекте все еще не возвращен ве рующим, заключается в нежелании считаться с тем, что мы хотим быть свободными людьми в свободной стране. Александр НЕЖНЫЙ *Московские новости», 13 августа 1989 г. БУДЕТ ХРАМ ЦВЕТКОМ! 25 августа Новосибирский горисполком поддержал предложе ние многих жителей о передаче собора Александра Невского епар хии православной церкви. Какова дальнейшая судьба храма? Об втом рассказывает митрополит Новосибирский и Барнаульский Ге деон: — Когда Достоевский сказал о том, что мир спасет красота, он имел в виду и духовное богатство, способность человека чувство-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2