Сибирские Огни № 004 - 1991
Открытие движения по Транссибирской железной дороге внесло существенные коррективы в переселенческое дело. Передвижение ускорилось, упростилось, стало значительно -дешевле. Проезд по железной дороге стоил переселенцу всего четвертую часть обычного тарифа, дети до десятилетнего /возраста провози лись бесплатно. По таким же расценкам ехали ходоки туда и обрат но. Чтобы обеспечить организованность и избежать скопления пе реселенцев на станциях, им можно было трогаться в путь только с разрешения земского начальства. Переселенцы перевозились в теп лушках, то есть в специально оборудованных товарных вагонах. Впрочем, оборудование это состояло только из нар и железной печ ки. Было тесно (в вагон набивалось до 30 человек), душно, грязно. Был риск заболеть и вообще не выдержать дороги, что и случа лось, особенно с детьми. Вокруг этих перевозок, и в частности вагонов-теплушек, и по настоящее время очень много разговоров в осуждение Столыпина за бесчеловечные условия для переселенцев. Вагоны даже получи ли название — «столыпинские». И уж особенно критики Столыпина смакуют то обстоятельство, что людей везли в вагонах, на кото рых было написано «40 человек и 8 лошадей». Столыпинские оппо ненты усматривали в этом его отношение к крестьянам, как к ско ту, не более. Взглянем же на вещи беспристрастно, — не с позиций город ского жителя, проживающего в благоустроенной квартире и поль зующегося для поездок купейным вагоном скорого поезда, а гла зами крестьянина конца девятнадцатого — начала двадцатого ве ка. Не буду ссылаться на описание крестьянского быта по источни кам. Достаточно вспомнить свое собственное деревенское детство, проходившее через 40—50 лет после того великого переселения. Зи мовала наша семья, состоявшая из десяти человек, в одной комнате. Спали на печке, на полатях (те же нары), на полу. Тели лась корова — в эту комнату на несколько месяцев поселялся те ленок. С нами же жили новорожденные ягнята вместе с овцой, вес ной под лавками высиживали гусыни. Можно себе представить, какая атмосфера была в квартире. И так жило абсолютное боль шинство моих односельчан. А что представляло наше жилище летом на колхозном полевом стане? Крохотный вагончик, те же деревянные нары, где спали вперемешку десятки мужчин, женщин, детей, не снимая грязной верхней одежды. Нам, привыкшим к таким условиям, провести десяток дней в «столыпинском» вагоне вовсе бы не показалось дискомфортным, и разжигание страстей вокруг бесчеловечных условий для переселен цев в пути следования выглядит по меньшей мере ханжеством. Кричали об этом в то время, когда миллионы советских крестьян жили не лучше, чем переселенцы в своих вагонах. Да и то сказать — а где было взять спальные вагоны? Или ждать, когда настроят, а пока предоставить крестьянам добирать ся как сумеют — на лошадях или пешком? Этого не допустили. Стихийное лишь вначале, пока не стало массовым, переселение быстро начинает приобретать организован ный характер и ставится под полный контроль государственных служб. Остается только восхищаться научным подходом, каковой сумели обеспечить чиновники, ответственные за переселение. В частности, речь идет об учете передвижения миллионных человече ских масс, об использовании методов статистики при изучении и обобщении миграционных процессов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2