Сибирские Огни № 004 - 1991
Мощным «аргументом» в пользу ускорения коллективизации по служили осложнения с хлебозаготовками в стране в конце 20-х годов. Крестьянин-единоличник не хотел сдавать хлеб государству по ценам, не обеспечивающим эквивалентность обмена между го родом и деревней. А в колхозах, этих огосударствленных образо ваниях, которые лишь с большой натяжкой можно было назвать кооперативами, изъятие хлеба не представляло проблем. Говоря об этих вещах, я не претендую на открытие каких-то истин —они общеизвестны. Цель в другом. Попытаться ответить на вопрос —а Ленин за такие был колхозы или нет? Судя по его работам, в том числе тем, выдержки из которых приводились, он был за коллективизацию, лишающую крестьянина какой бы то ни было самостоятельности. Кстати, о ленинской пози ции можно сделать заключение не только по теоретическим рабо там, но и по его действиям на посту Председателя Совета Народ ных Комиссаров. Яркий тому пример —печальный опыт сельско хозяйственных коммун в первые годы Советской власти, с куда большей глубиной обобществления, чем колхозы. Мы знаем, что эта затея провалилась с треском, не оправдав надежд и чаяний ве рующих в коммунистические утопии. Другое дело — подвижность ленинского ума, способность его от казываться от входящих в противоречие с жизнью решений. Об этом свидетельствует хотя бы резкий поворот к НЭПу. Сталин был не таким. Все это сейчас — прописные истины. Но разговор идет о другом. Если быть объективно жестким в оценках, то нужно признать несостоятельность, утопичность надежд на более высокую произво дительность труда и тем более на большее удовлетворение от само го процесса труда и его результатов в условиях коллективной фор мы собственности. Казалось бы, искусственно насаждая чуждые для сельского хо зяйства формы его ведения в виде колхозов и совхозов, огнем и мечом проводя в жизнь коллективизацию, мы должны были сфор мировать в людях полное неприятие этих форм. И при малейшем ослаблении административно-репрессивной системы, охраняющей сложившийся колхозно-совхозный строй, он должен был бы начать разваливаться сам. Но ничуть не бывало. Проводя исторические параллели, приходишь к мысли, что в ос нове живучести колхозов во многом лежат те же причины, которые объясняют и многовековую устойчивость общины, тягу к ее сохра нению со стороны крестьян, хотя она и не могла обеспечить им за житочной, достойной жизни. Вот почему мы сегодня вспоминаем Столыпина. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В СИБИРЬ Массовое переселение в Сибирь началось со второй половины девятнадцатого века, после реформы 1861 года, и достигло своего апогея в годы осуществления столыпинской реформы. Поскольку сибирские земли до освобождения крестьян не раздавались и не продавались помещикам, Сибирь не знала ни крепостного права, ни помещичьего землевладения. Освоение именно этих районов за счет массового переселения сюда крестьян и было одной из главных забот Петра Аркадьевича Столыпина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2