Сибирские Огни № 004 - 1991
Наоборот, факты показывают, что по мере развития коопера ции крестьянин все крепче сидит на своем поле и не обнаруживает ни малейшей охоты отказаться от своего хозяйственного предпри ятия и передать его какому-либо кооперативу... Итак, стоя на почве фактов, мы должны прийти к выводу, что крестьянская кооперация вовсе не заключает в себе тенденции к замене крестьянского хозяйства корпоративным социализмом. Бла годаря кооперации, создается новый тип крестьянского хозяйства, в котором для индивидуального хозяйства остается только одна область, — сельскохозяйственного труда, все же остальные сель скохозяйственные операции, — купли, продажи, получение кредита и переработки с/х продуктов — исполняются не единоличными си лами с/х производителя, а коллективной силой организованных в кооперативы производителей»* 1. Наш собственный дореволюционный опыт и блестящие резуль таты кооперирования крестьян в Странах Западной Европы, когда кооперировалось все, кроме производства, подтвердили правоту Ту- ган-Барановского. Значение кооперации, по его убеждению, выходит далеко за рамки сугубо экономические. «Она воспитывает нового крестьянина, чуждого ограниченного кругозора крестьянина преж него времени, приучает его к самодеятельности и самопомощи, раз вивает его общественные чувства и приобщает его к умственной культуре»2. А как большевики, в том числе Ленин, намерены были вести крестьянство к лучшей жизни, к социализму? Конечно же, путь де ревни к социализму виделся им через кооперацию, это был один из трех китов, наряду с индустриализацией и культурной революцией, на которых основывалась концепция строительства социализма. «Собственно говоря, нам осталось «только» одно: 'сделать на ше население настолько цивилизованным, чтобы оно поняло его выгоды от поголовного участия в кооперации и наладило это учас тие. «Только» это. Никакие другие премудростти нам не нужны те перь для того, чтобы перейти к социализму. Но для того, чтобы совершить это «только», нужен целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы... А строй цивилизован ных кооперативов при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуази ей —это есть строй социализма»8. При кажущейся близости подходов к кооперации крестьян имеет место и принципиальная разница. Туган-Барановский видит через кооперацию путь к развитию кругозора крестьянина, повышению его экономического уровня, культуры, самодеятельности. Ленин же считает возможным успех в кооперации только после приобщения крестьянина к культуре, после превращения его в «цивилизован ного». Однако самые существенные расхождения в другом. Туган-Ба рановский — за индивидуальное ведение крестьянского хозяйства, за формирование на селе зажиточных крестьян-собственников, и в этом он единомышленник Столыпина. А в кооперации видит путь к повышению эффективности хозяйствования, средство выстоять в • Там же. — С. 477. 2 Там же. — С. 342—343. 1 Л е н и б В , И . П о л и , с о б р , с о ч , — Т . 45. — С . 372— 373, 228
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2