Сибирские Огни № 004 - 1991
жились в предшествующую эпоху. Сейчас настала другая жизнь, для которой, например, несомненна самая прямая и тесная связь культуры и культа. И если раньше, в пору, так сказать, граждан ского возмужания товарища Бокова, изгнать из храма священни ка, вытолкать верующих и устроить в алтаре какую-нибудь мер зость считалось делом чести, то теперь немыслимо вести речь о культуре, не возвращая церкви от века ей данное назначение. Культура — это не только Новосибирский театр с его всемир но известным балетом, не только выставки, музеи и кинотеатры. Культура — это прежде всего духовное содержание жизни, твер дое представление об абсолютной правде как непогрешимой мере человеческих слов, мыслей и поступков, ясное понятие о непрелож ных и вечных основах бытия. Бюрократический человек ничего об этом знать не желает. Его собственные упражнения над землей и народом ему всегда были дороже закономерностей исторического и культурного развития. В наше тревожное время хладнокровной рукой гнуть свое и отдавать собор под концертный зал — вряд ли это можно назвать заботой о культуре. Перед нами, скорее всего, довольно грубо выполненная маска демократизма, из-под которой, однако, проблескивает все тот же угрюмо-настороженный взгляд ревнителя казарменного по рядка и беспрекословного послушания. Маска, между тем, требует соответствующих слов, и представители власти, любуясь собствен ным либерализмом, указывают на свое положительное отношение к некоторым просьбам верующих области (хотя никакого либера лизма тут нет и в помине, а есть всего лишь полагающееся по службе выполнение буквы закона) и сверхщедрое участие в рекон струкции кафедрального собора: «Мы давали мрамор, цемент, ра бочих...» Старый солдат, инвалид войны и труда Федор Георгиевич Бобров, не выдержав, ответил заместителю председателя облиспол кома В. Косоурову: «Почему это Вы сделали? Это из фондов на шей Родины, а мы являемся ее костяком». Бобров, Агния Дмитриевна Степанова, девчонкой ходившая в этот храм молиться, прошедшая войну и теперь с болью и гневом меня вопрошавшая: «Неужели они не видят? Почему они забра лись в свои кабинеты и сидят, отмалчиваются?», молодой инженер Валерий Мельников, занятый сейчас хлопотами по регистрации второй православной общины в Новосибирске, — они (а не Боков, Лымарь, не директор филармонии Владимир Миллер, совершенно, по-видимому, не сознающие дикости своего излюбленного патети ческого восклицания: «Отдать церкви или культуре?!»), они яв ляются подлинными наследниками народа, почти сто лет назад построившего на берегу Оби храм во имя Александра Невского. Их слово тут первое, их желание — закон: я в этом глубоко убеж ден. «Задача воспитания демократии в России, — писал Николай Бердяев, — очень трудная и серьезная задача, и величайшим пре пятствием на ее пути является демагогия». Демагогия деспотична, она первый враг демократии и свободы — вот забытый^ урок, ко торый, однако, мы припоминаем сейчас едва ли не всякий раз, ког да дело доходит до конкретного воплощения демократических прав. Разве не демагогия — со всех трибун и перекрестков твер дить о культуре, в то время как знаменитейший Новосибирский театр оперы и балета находится в ужасающем состоянии и его ди ректор В. Бродский признает, что впору обращаться к согражданам с просьбой о пожертвованиях? Разве не демагогия — уверять, что общественное движение в защиту прав верующих «спровоцирова-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2