Сибирские Огни № 004 - 1991
вают ускоренное развитие капитализма в деревне, общества в це лом; создание в результате реформы сельского пролетариата и увеличение городского промышленного приближает социальную ре волюцию. Поэтому объективно марксисты должны были желать успеха аграрной реформе Столыпина. Как ни парадоксально, интересы правых и левых, каковыми были, с одной стороны, октябристы, с другой, марксисты, совпадали. Меньшевик Н. Череванин писал: «Свободного выхода лица из общины требовали постоянно марксисты. Г. Столыпин идет навстречу этому требованию и обес печивает свободный выход из общины. Вся марксистская литература в один голос доказывала неиз бежность и необходимость для экономического развития России дифференциации внутри деревни. Г. Столыпин стремится вызвать и ускорить эту дифференциацию. Он не только дает возможность выделиться из общины, но и прикупить себе земли почти без вся ких немедленных затрат, при помощи крестьянского банка. Он вы зывает своими мероприятиями мобилизацию и помещичьей и кре стьянской земли и способствует сосредоточению земли в руках ка питалистических, ведущих свое хозяйство, элементов деревни. И те доводы, которые приходится часто встречать в литературе против аграрных мероприятий г. Столыпина, имеют обыкновенно очень малую цену, по крайней мере для человека, стоящего на марксистской точке зрения»1. А что же Ленин, большевики? «Возьмем программу Столыпина, разделяемую правыми поме щиками и октябристами. Это — откровенно помещичья програм ма. Но можно ли сказать, что она реакционна в экономическом смысле, т. е. что она исключает или стремится исключить развитие капитализма? Не допустить буржуазной аграрной эволюции? Ни в каком случае. Напротив, знаменитое аграрное законодательство Столыпина по 87-й статье насквозь проникнуто чисто буржуазным духом. Оно, вне всякого сомнения, идет по линии капиталистической эволюции, облегчает, толкает вперед эту' эволюцию, ускоряет экспроприацию крестьянства, распадение общины, создание кресть янской буржуазии. Это законодательство, несомненно, прогрес сивно в научно-экономическом смысле»* 2. И далее: «Столыпинская «чистка» лежит, несомненно, по линии прогрессивного капиталистического развития России, но только приспособлена эта чистка всецело к интересам помещиков... В этой линии есть безусловный хозяйственный смысл, она верно выражает действенный ход развития, каким он должен быть при господстве помещиков, превращающихся в юнкеров»3. Позиция большевиков четко сформулирована в листовке Мос ковского комитета РСДРП (апрель 1910 г): «Закон 9 ноября и «положение о землеустройстве», поощряя, а то и принуждая к выходу из общины, развязывают руки наиболее самостоятельным зажиточным крестьянам — кулакам, пьющим из крестьянской бедноты кровь. Выходя из общины, они забирают с собой лучшие земли, заводят собственное «хуторское» хозяйство и превращаются в помещиков — защитников старого строя, вместе ' Ч е р е в а н и н Н . С о в р е м е н н о е п о л о ж е н и е и в о з м о ж н о е б у д у щ е е . А г р а р н а я п р о б л е м а и е е р е ш е н и е б о р ю щ и м и с я п а р т и я м и . I I I Д у м а , п р и ч и н ы е е п о я в л е н и я и е е б у д у щ е е . — М ., 1908. — С . 3. ’ Л е н и н В . И . П о л и . с о б р . с о ч . — Т . 16. — С . 219. 3 Т а м ж е . — С . 251— 255.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2