Сибирские Огни № 004 - 1991
лений об объекте исследований и оценок, а зачастую и просто фальсифицировали истинное положение. Книга Е. Г. Василевского «Идейная борьба вокруг столыпин ской аграрной реформы», изданная в 1960 г., на которую уже де лалась ссылка в нашей работе, относится именно к такой лите ратуре. Автор убежден, что «за агрикультурными соображениями, кото рыми в большинстве случаев подкреплялось это мнение, на деле скрывалась и более глубокая политическая подкладка: аграрные волнения 1902 г., несмотря на их слабость, заронили в среду дво рянства первые сомнения относительно «охранительных свойств общинного земледелия»1. То есть, агрикультурные мероприятия — не более чем ширма для осуществления более важных политиче ских целей. В подтверждение этой концепции приводятся слова председа теля «Особого совещания» Витте, сказанные им на заседании 23 марта 1905 года: если в сознание русских крестьян не будут внедрены «чувства законности и собственности», то «в России, рано или поздно, могут иметь место крайне нежелательные, прямо- таки грозные исторические события»23 *. Почему мы не можем допустить, что Витте, а после него Сто лыпин, будучи руководителями русского правительства, просве щенными людьми и патриотами своего отечества, не могли же лать процветания своей стране? Е. Василевский, проанализировав Указ от 9 ноября 1906 года, резюмирует: «Таким образом, Указ 9 ноября отдавал общинную землю на разграбление зажиточным крестьянам. Он обезземеливал маломощных крестьян и содействовал образованию за счет послед них крепких кулацких хозяйств, внося таким образом в крестьян скую среду столь желанную для господ помещиков смуту между крестьянами, выделяющимися из общины и остающимися в ней»8. Автор, судя по всему, скорбит, глядя на расслоение крестьян. Ему, очевидно, хотелось бы видеть идиллию, патриархальный коммунизм, отсутствие противоречий среди общинников. Эта иллю зия, рожденная пылким воображением народников и поддержива емая славянофилами, перекочевала затем и к нам, став составной частью нашей идеологии применительно к коллективному ведению хозяйства. Сколько же мы потеряли, исповедуя ее! Мысль о том, что «Указ... отдавал общинную землю на разграб ление зажиточным крестьянам», исследователь, руководствующий ся не конъюнктурно-идеологическими соображениями, а здравым смыслом и знакомый с законами исторического развития, передал бы по-другому. Он бы сказал, что Указ позволял инициативным, предприимчивым, работоспособным и трудолюбивым крестьянам сосредоточить в своих руках больше земли и за счет увеличения земли на одного работника повысить производительность труда. Рост размеров участков создавал условия для широкого приме нения сельскохозяйственных машин и агрикультурных приемов, что в свою очередь влекло повышение образовательного и куль турного уровня крестьянина. Складывающаяся конкуренция, возможность и вероятность как разбогатеть, так и разориться пробуждали крестьян от вековой спячки, делали их активными гражданами своей страны. 1 Т а м ж е . — С . 27, 3 Т а м ж е . — С . 27, * Т а м ж е . — С . 39.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2