Сибирские Огни № 004 - 1991
— Да я как-то не ожидал такого поворота. Утверждаю: все взрослое население Кузбасса так или иначе по винно в гибели природных ценностей. Выполняли ведомственные задания и государственный план, молчали из лени или из трусости, кивали на объективные обстоятельства, рукоплескали грандиозным преобразованиям. А если жили на обочине, то хотя бы муравейник разорили или березку обломали на банный веник. Или дятла за стрелили ненароком... Горит над регионом зловещий факел, горит! Гремят обличитель ные речи на экологических митингах, с трибун сессий, пленумов и диспутов. Слова, слова, слова, подкармливающие бесплодное рас точительное пламя. Дорвавшись до гласности, мы слишком задер жались на рубеже «Кто виноват?» Слишком медлим в переходе к рубежу «Что делать?» Жизнь человека есть, в конечном счете, история его отношений с природой. Своими проступками мы или украшаем пейзаж, или портим его, и природа неизбежно спросит с нас, по большому сче ту. Жизнь человека в то же время есть история его отношений с другими людьми. Незримые связи двух пластов бытия нами сов сем не осмыслены. Их взаимопроникающее влияние очевидно. Ес ли доверие, нежность, милосердие утрачены в первом случае, то не отыщешь их и во втором. Нарушение равновесия между двумя пластами бытия ведет одновременно и к экологической катастро фе, и к общественному кризису. Многие, удручающие нас, проявления массовой культуры я бы связал с гибелью природных ценностей. Из музыки уходит мело дия, из текстов песен — чувство и смысл. Когда я вижу на телеви зионном экране конвульсивные подергивания очередной рок-груп пы и слышу нарочито хриповатый голос солиста, у ног которого не то дым, не то «синий туман», который «похож на обман», мне все это представляется предсмертной пляской на вырубках и по травах в ритме работающего бульдозера. Отсюда же отчуждение, эгоизм, черствость и жестокость в че ловеческих отношениях. Таинство любви подменяется проблемами секса и эротики. Товарищество подменяется деловыми связями. На смену самопожертвованию ради родных и близких приходят за висть, мстительность, стукачество и доносительство. Обедняется язык. Умирают мягкие, мудрые слова, рожденные в народной среде. Подросток уже не назовет виды трав или кустар ников в окрестностях своего поселка, ибо сами эти виды исчезают, заносятся в Красную книгу. Я бы связал с гибелью природных ценностей рост пьянства. Ибо в людях нарушена стабильность мироощущения, хочется за быться. Ностальгию, тоску по загубленной нами и покинувшей нас Родине я вижу в глазах многих своих сверстников. Я бы связал с гибелью природы и рост преступности. Если цен ности не имеет родник, кедрач, река, поле, то падает ценность че ловеческого достоинства и самой жизни. Вспомним, что Сашка Са- жин, убийца семьи художника Вучичевича-Сибирского, вначале был браконьером. Следует также помнить, что Кузбасс — край лагерный. В ста линские времена через него легли маршруты ГУЛАГа, здесь, в Ма риинском распределителе, формировались этапы на Колыму и в Воркуту. До сих пор регион остается местом лишения свободы. Со всей страны сюда собирают далеко не лучшую часть рода челове
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2