Сибирские Огни № 004 - 1991

— Да я как-то не ожидал такого поворота. Утверждаю: все взрослое население Кузбасса так или иначе по­ винно в гибели природных ценностей. Выполняли ведомственные задания и государственный план, молчали из лени или из трусости, кивали на объективные обстоятельства, рукоплескали грандиозным преобразованиям. А если жили на обочине, то хотя бы муравейник разорили или березку обломали на банный веник. Или дятла за­ стрелили ненароком... Горит над регионом зловещий факел, горит! Гремят обличитель­ ные речи на экологических митингах, с трибун сессий, пленумов и диспутов. Слова, слова, слова, подкармливающие бесплодное рас­ точительное пламя. Дорвавшись до гласности, мы слишком задер­ жались на рубеже «Кто виноват?» Слишком медлим в переходе к рубежу «Что делать?» Жизнь человека есть, в конечном счете, история его отношений с природой. Своими проступками мы или украшаем пейзаж, или портим его, и природа неизбежно спросит с нас, по большому сче­ ту. Жизнь человека в то же время есть история его отношений с другими людьми. Незримые связи двух пластов бытия нами сов­ сем не осмыслены. Их взаимопроникающее влияние очевидно. Ес­ ли доверие, нежность, милосердие утрачены в первом случае, то не отыщешь их и во втором. Нарушение равновесия между двумя пластами бытия ведет одновременно и к экологической катастро­ фе, и к общественному кризису. Многие, удручающие нас, проявления массовой культуры я бы связал с гибелью природных ценностей. Из музыки уходит мело­ дия, из текстов песен — чувство и смысл. Когда я вижу на телеви­ зионном экране конвульсивные подергивания очередной рок-груп­ пы и слышу нарочито хриповатый голос солиста, у ног которого не то дым, не то «синий туман», который «похож на обман», мне все это представляется предсмертной пляской на вырубках и по­ травах в ритме работающего бульдозера. Отсюда же отчуждение, эгоизм, черствость и жестокость в че­ ловеческих отношениях. Таинство любви подменяется проблемами секса и эротики. Товарищество подменяется деловыми связями. На смену самопожертвованию ради родных и близких приходят за­ висть, мстительность, стукачество и доносительство. Обедняется язык. Умирают мягкие, мудрые слова, рожденные в народной среде. Подросток уже не назовет виды трав или кустар­ ников в окрестностях своего поселка, ибо сами эти виды исчезают, заносятся в Красную книгу. Я бы связал с гибелью природных ценностей рост пьянства. Ибо в людях нарушена стабильность мироощущения, хочется за­ быться. Ностальгию, тоску по загубленной нами и покинувшей нас Родине я вижу в глазах многих своих сверстников. Я бы связал с гибелью природы и рост преступности. Если цен­ ности не имеет родник, кедрач, река, поле, то падает ценность че­ ловеческого достоинства и самой жизни. Вспомним, что Сашка Са- жин, убийца семьи художника Вучичевича-Сибирского, вначале был браконьером. Следует также помнить, что Кузбасс — край лагерный. В ста­ линские времена через него легли маршруты ГУЛАГа, здесь, в Ма­ риинском распределителе, формировались этапы на Колыму и в Воркуту. До сих пор регион остается местом лишения свободы. Со всей страны сюда собирают далеко не лучшую часть рода челове

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2