Сибирские Огни № 004 - 1991
Пока общественность возмущается, пока в газетах критикуется безответственный проект, пока определяются виновники случивше гося, Кемеровский облисполком, опять же в тайне от народа дает согласие на строительство пульповода до Урала и далее в Европу Горит факел, горит! Будут ли привлечены к ответственности работники объединения «Кемеровоуголь», сгубившие великолепный кедрач в нескольких десятках километров от Кемерова вверх по Томи? Наши предки бе регли кедровые массивы, никогда не селились в них самих, а где- то рядом и в отдалении. Назначали сроки общинной уборки уро жая кедровых орехов. Строго наказывали браконьеров и порубщи- «ов. А теперь^ в порядке заботы о здоровье трудящихся создан профилакторий «Кедровый бор». Прямо в центре массива выросли многоэтажные корпуса, прорытые к ним теплотрасса и канализа ция подрубили корни, деревьев. Уползли из кедрача муравьи, ушли белки, улетели птицы. Деревья больны и падают одно за другим. Ни одно лесничество не возьмется спасти этот обреченный массив Горит факел, горит! Будут ли привлечены к ответственности виновники деградации «Томской писаницы», своими автографами изувечившие наскаль ную живопись древних мастеров? Или виновники медленного уми рания реликтового Липового острова в Горной Шории, гибнущего от грибкового поражения, от лесных пожаров, от разрушения и иссушения местности разрезом «Осинниковский»? Или виновники бездумного разбазаривания источника минеральных вод «Терсин- ка», на котором так и не построены обещанные профилакторий и завод по розливу целебной влаги? Будут ли привлечены к ответ ственности люди, искореживавшие ландшафты Кузбасса, вырубив шие леса, отравившие воду и воздух? Кто и как ответит за судьбу коренных жителей этих мест — шорцев, за унижение талантливого народа, который еще в XVI ве ке знал металлургию и кузнечное дело, умел плавить железную руду, ковать доспехи, оружие и домашнюю утварь? Отсюда и по шли названия: Кузнецкий край — Земля Кузнецкая — Кузбасс. Связь шорцев с первозданной природой верховьев Томи была ор ганичной и целесообразной, она складывалась веками, а теперь на рушена. Коренной народ лишился национального уклада жизни, охот ничьих угодий, рыболовных промыслов. Промышленная цивилиза ция вторглась в древнюю культуру и даже шорской письменности не сохранила, а ведь письменность была! Наследственные болезни, алкоголизм, нищета, стремительная ассимиляция сократили числен ность шорцев до шестнадцати тысяч. И до сих пор здесь нет адми нистративного национального образования. Когда я организовывал экспедицию на горный массив Карлы- ган, где Томь-река берет начало, то искал шорского охотника-про- водника. Мне посоветовали • взять Кирилла Аекова, но намекнули, что в биографии его есть темное пятно — был судим за браконьер ство. Кирилл согласился на мое предложение, он сказл так: — Найти родник, из которого вытекает река — Вершину Томи, — что ж, отец мой бывал, дед мой бывал, я не бывал... Надо по бывать. А я подумал: судить аборигена, потомственного охотника за браконьерство — это абсурд. Ведь он живет на своей земле, ру ководствуется опытом предков, сложившимися обычаями, таежны ми законами, которые издавна обеспечивали гармонию человека с природой. Он не возьмет у тайги лишнего, а ровно столько, сколь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2