Сибирские Огни № 004 - 1991
земле, на которой оно сеялось, соблюдение наружных обрядов, периодическое покаяние с причащением Свя тых Таинств и упование на заслугу Христову, без ис правления жизни, считались тогда у иных спаситель ными путями к царствию Божию. Пожалеем о харак тере заблуждений, нередких и в звании Гмелиных, нередких и в нашем веке, и наверстаем порицаемую чувственность взглядом на христианскую жизнь сло бод, исстари заселенных крестьянами, а не поселыци- ками. Там имя Божие произносится старшими се мейств с благоговением от утра до вечера, там все на чинается и оканчивается с именем Иисуса*. Много кратно мы бывали свидетелями, с какою чинностию, тишиною сидят за хлебом-солью, с каким благодаре нием встают из-за стола и с какою богобоязливостию поднимаются падшие крупицы хлеба, почитаемого за дар Божий. Многократно также мы слыхали, что во время грозы крестьяне ночью встают, затепливают свечи пред иконами и семейно молятся в глубоком безмолвии. Такое ж моление в часы грома творится и днем, при закрытых ставнях, и на глас небесный отзываются в закрытых клетях благоговейным воп лем. Нет, это не лицемерство, не уроки нашего века, а остатки наследства праотеческого, устюжского. Хлебосольство сибирских селений — похвала ста ринная, хлебосольство городское между родными и приятелями — также черта историческая; но наряд ное, угостительное хлебосольство купеческих домов Западной Сибири начиналось было с первым откры тием магистрата в Тобольске и с закрытием его ис чезло, до времени Елисаветы, восстановившей почет ность купеческого сословия. Тогда и в Енисейске, и в Иркутске настали обеденные закуски, вечерние чае- вания с попойкою. Между тем, по словам того же Гмелина, купцы и порядочные посадские, в большие праздники и в именины семейства губернаторского, приглашались к столу и при выходе, за сделанную им честь, оставляли по полтине и рублю. Вина были хо роши, но хозяин не оставался внакладе при возмез дии гостей благодарных. Повествователь рассказыва ет это о Тобольске, но начальники и прочих значи* Вместо того, чтобы слушать порицания на Сибирь, прочитай те Июль Христианского Чтения, 1836 года, дабы увидеть готовность жителей Сандыпского форпоста к христианским чувствованиям при добром священнослужителе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2