Сибирские Огни № 004 - 1991

земле, на которой оно сеялось, соблюдение наружных обрядов, периодическое покаяние с причащением Свя­ тых Таинств и упование на заслугу Христову, без ис­ правления жизни, считались тогда у иных спаситель­ ными путями к царствию Божию. Пожалеем о харак­ тере заблуждений, нередких и в звании Гмелиных, нередких и в нашем веке, и наверстаем порицаемую чувственность взглядом на христианскую жизнь сло­ бод, исстари заселенных крестьянами, а не поселыци- ками. Там имя Божие произносится старшими се­ мейств с благоговением от утра до вечера, там все на­ чинается и оканчивается с именем Иисуса*. Много­ кратно мы бывали свидетелями, с какою чинностию, тишиною сидят за хлебом-солью, с каким благодаре­ нием встают из-за стола и с какою богобоязливостию поднимаются падшие крупицы хлеба, почитаемого за дар Божий. Многократно также мы слыхали, что во время грозы крестьяне ночью встают, затепливают свечи пред иконами и семейно молятся в глубоком безмолвии. Такое ж моление в часы грома творится и днем, при закрытых ставнях, и на глас небесный отзываются в закрытых клетях благоговейным воп­ лем. Нет, это не лицемерство, не уроки нашего века, а остатки наследства праотеческого, устюжского. Хлебосольство сибирских селений — похвала ста­ ринная, хлебосольство городское между родными и приятелями — также черта историческая; но наряд­ ное, угостительное хлебосольство купеческих домов Западной Сибири начиналось было с первым откры­ тием магистрата в Тобольске и с закрытием его ис­ чезло, до времени Елисаветы, восстановившей почет­ ность купеческого сословия. Тогда и в Енисейске, и в Иркутске настали обеденные закуски, вечерние чае- вания с попойкою. Между тем, по словам того же Гмелина, купцы и порядочные посадские, в большие праздники и в именины семейства губернаторского, приглашались к столу и при выходе, за сделанную им честь, оставляли по полтине и рублю. Вина были хо­ роши, но хозяин не оставался внакладе при возмез­ дии гостей благодарных. Повествователь рассказыва­ ет это о Тобольске, но начальники и прочих значи* Вместо того, чтобы слушать порицания на Сибирь, прочитай­ те Июль Христианского Чтения, 1836 года, дабы увидеть готовность жителей Сандыпского форпоста к христианским чувствованиям при добром священнослужителе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2