Сибирские Огни № 004 - 1991
торский, ознаменовал событие Нейштатского мира праздником, слова, какия истекли из растроганного отеческого сердца в ответ на приветствия представи телей государства, должны быть благородною думою истории. «Зело желаю, чтобы весь наш народ прямо понял, что Господь Бог нам сделал минувшею войною и заключением мира. Надлежит благодарить Бога всею крепостию, и, надеясь на мир, не ослабевать в воинском деле. Надлежит трудиться для блага обще го, которое Бог кладет нам пред очи вне и внутри, для облегчения народа». Какой язык у Великого! Только о Боге, о милости Бога, о благодарении Богу, только о народе, об облегчении народа, о поддержа нии воинственного духа и воинского искусства! Сло во его: не ослабевать в воинском деле, не девиз ли десятилетия императрицы Анны и грядущих времен России? Пойдем же далее по сибирской глуши. 2. Правда, что главные Сибири города Тобольс Томск, Енисейск и Иркутсц были довольно многолюд ны, имея домов от 3 0 0 0 до 1 0 0 0 ; но нравы город ские стоят не столько сожаления, сколько порица ния. Гмелин, не без склонности, впрочем, к злоречи- вости, описывая в 1734 г. нравы, замечает в жителях, особенно в ремесленниках, чрезвычайную беспеч ность, нерадивость, решительную падкость к пьянству и распутству и все эти пороки относит, по забавному умствованию, к дешевизне припасов. Справедливее бы отнести к совокупности малодушных людей, с Волги да с Камы собравшихся и по взаимному само обучению погружавшихся в чувственное отчаяние, которое любит обманывать свое горе дикою весело стью. Горе этих людей, горе произвольное в стране, жаждущей ремесленности, происходило частью от без гласности ратуш, с падением магистратским, не мо гших удержать ни веса, ни влияния над сословием посадских. Кто же такие были создателями много численных в Сибири храмов и колоколен, начиная с Верхотурья до церкви Аргунской или Нижнекамчат ской? Те же сибиряки, которых самолюбивый инозе мец без разбора именует пьяницами и распутными. И развратность в жизни и благочестие в деле Божием! Как совместить одно с другим? Стоит только загля нуть в бедное сердце человека, в котором растут вплоть подле пшеницы и плевелы. По небрежному ли посеву христианского учения или по необработанной 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2