Сибирские Огни № 004 - 1991

торский, ознаменовал событие Нейштатского мира праздником, слова, какия истекли из растроганного отеческого сердца в ответ на приветствия представи­ телей государства, должны быть благородною думою истории. «Зело желаю, чтобы весь наш народ прямо понял, что Господь Бог нам сделал минувшею войною и заключением мира. Надлежит благодарить Бога всею крепостию, и, надеясь на мир, не ослабевать в воинском деле. Надлежит трудиться для блага обще­ го, которое Бог кладет нам пред очи вне и внутри, для облегчения народа». Какой язык у Великого! Только о Боге, о милости Бога, о благодарении Богу, только о народе, об облегчении народа, о поддержа­ нии воинственного духа и воинского искусства! Сло­ во его: не ослабевать в воинском деле, не девиз ли десятилетия императрицы Анны и грядущих времен России? Пойдем же далее по сибирской глуши. 2. Правда, что главные Сибири города Тобольс Томск, Енисейск и Иркутсц были довольно многолюд­ ны, имея домов от 3 0 0 0 до 1 0 0 0 ; но нравы город­ ские стоят не столько сожаления, сколько порица­ ния. Гмелин, не без склонности, впрочем, к злоречи- вости, описывая в 1734 г. нравы, замечает в жителях, особенно в ремесленниках, чрезвычайную беспеч­ ность, нерадивость, решительную падкость к пьянству и распутству и все эти пороки относит, по забавному умствованию, к дешевизне припасов. Справедливее бы отнести к совокупности малодушных людей, с Волги да с Камы собравшихся и по взаимному само­ обучению погружавшихся в чувственное отчаяние, которое любит обманывать свое горе дикою весело­ стью. Горе этих людей, горе произвольное в стране, жаждущей ремесленности, происходило частью от без­ гласности ратуш, с падением магистратским, не мо­ гших удержать ни веса, ни влияния над сословием посадских. Кто же такие были создателями много­ численных в Сибири храмов и колоколен, начиная с Верхотурья до церкви Аргунской или Нижнекамчат­ ской? Те же сибиряки, которых самолюбивый инозе­ мец без разбора именует пьяницами и распутными. И развратность в жизни и благочестие в деле Божием! Как совместить одно с другим? Стоит только загля­ нуть в бедное сердце человека, в котором растут вплоть подле пшеницы и плевелы. По небрежному ли посеву христианского учения или по необработанной 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2