Сибирские Огни № 004 - 1991
следние — в землянках при берегах морских или речных, а те и друМе - питаются оленями, китами, моржами, рыбами и растениями; что в Чукотии, по безлесью, нет соболей, только одни волки и красные лисицы ; что против Чукотского носа есть остров, за селенный зубатыми людьми, с которыми чукчи ведут войну лучным боем; что за островом лежит большая земля (берег Америки) и оттуда получаются куницы, привозимые для мены в Анадырск, что до той земли можно на вьючных оленях (?) поспеть от носа в 1 0 недель; что из Анадырской губы до носа чукчи на байдарах плавают недели в три. Известия сего рода после подтверждены и чукчами, в небольшом числе в 1718 г. поддавшимися Российской Державе; известия сии, которых никто не уважал во свое время, могли бы убедить в разделении Азии от Америки самого Миллера, из которого занять этот перечень, убедить в том, что простонародные сведения о Чукотии удов летворительнее, чем известия плавателя Дежнева, и что сказание его о времени перехода от носа до Ана дырской губы далеко не подходит к правде. В 1713, г., по сказанию Сборника, проехал чрез Тобольск в Анадырск капитан Татаринов, для управ ления Камчаткою; ему дано 58 драгунов с казаками. В 1714 г. (там же) велено в Анадырске распорядить ся походом, чтобы земляной Олюторский острожек, стоявший на дороге Камчатской, взять от непокор Оседлые, называющиеся намоллами, имеют наречие, сходное с кадьякским, след., одноплеменны с эскимцами, также и малорослы. У чаукчу и намоллов лица одинаково плоски с высунувшимися скулами, только у последних заметны облики монгольские, иногда с углами у глаз, вздернутыми кверху. Сидячие беднее оленных. Те и другие показались нашему мореходцу общительными и приветли выми, но таковы, ли они в самом деле, когда бы довелось русским быть среди их земли, вдалеке от вооруженного шлюпа, это еще вопрос. У Крашенинникова, напротив, коряки оленные описываются, при всей высокомерности и хвастливости, малорослыми, сухощавы ми, ревнивыми, с продолговатыми лицами, с глазами наискось и не похожими на чукчей Литкиных. В самом деле, если бы чукчи и оленные коряки были родичи, с чего и за что между ними бывала вечная война? Коряки оседлые, по описанию Крашенинникова, на ружностью более походят на чаукчу, да и названы у него чаучу. Надобно еще пожелать точнейшего взгляда на племена, прижатые к сибирско-восточной окраине, и с филологическим знанием срав нить их диалекты, дабы открыть, один ли был у них язык кореннон или, напротив, включая в вопрос и камчатские наречия. По-моему, оленные коряки более походят на намоллов, а сидячие на олен ных чукчей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2