Сибирские Огни № 004 - 1991
приказано Козыревскому плыть для разведания о со стоянии островов Курильских. Далеко ли Козырев- окий плавал и с кем или собрал сведения от жителей 1-го острова и поверил чрез разговоры с японцами, кораблекрушение потерпевшими, только то не безыз вестно, что впоследствии он имел какое-то описание островов, с присовокуплением примечания, что япон цы приезжают на 6-й остров для нагрузки руды. Су дя по времени, описание Козыревского могло дойти до рук губернатора кн. Гагарина и взойти к прави тельству без имени сочинителя, как преступника. Ибо не могло статься, чтобы Петр Великий, без предвари тельных сведений со стороны сибирского начальства, довольствуясь одними показаниями японца, в столи це находившегося, решился в январе 1719 г. отпра вить геодезистов Евреинова и Лужина к Курильской гряде. Геодезисты, по словам открытой инструкции, ехали будто для решения вопроса, сходится ли Азия с Америкой, но на деле не тем занимались и из Боль- шерецка поплыли не к 6-му острову, на котором в упомянутом описании сделано ориктогностическое указание, но к 17-му Шимуширу (Симусиру), без сом нения японцем обозначенному, и обратно отплыли в Большерецк и Охотск. Крашенинников ближе мог знать это секретное дело, нежели Миллер понаслыш ке от шкипера, которому, быть может, и запрещено разглашать правду. Был отголосок, что государь в Казани изъявил геодезистам удовольствие за испол нение поручения, но далее не видно никаких попы ток на осмотренный остров. Перейдем в Анадырск. 7. Когда вследствие известного губернаторск предписания отбирались якутскою канцелярией по казания от казаков, в Анадырске служивших, на шлись некоторые сведения, относящиеся до сопре дельного края, именно, что примеченные на Карагин- ском острове еловые и сосновые бревна в землянках островитян приносятся к ним морским восточным ветром, как и на восточном берегу Камчатки; что число чукотского племени, по разным сказкам, от 3 500 до 4 500, что они делятся на олевных и осед лых*, из коих первые живут будто бы в камнях, по- * Капитан Литке, при обыкновенной своей внимательности, вот что говорит в Путеш. кругосветном: чукчи не одного происхожде ния. Оленные, называя себя чаукчу, говорят одним наречием с ко ряками оленпыми, след., одного и поколения: они великорослы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2