Сибирские Огни № 003 - 1991

тела, равный весу голубки. Ястреб согласился, но потребовал точ­ но взвесить тело Будды, чтобы было не меньше, нежели весит го­ лубка. Будда положил на одну чашу весов голубку, на другую отре­ занный от себя кусок тела, но чаша весов не двинулась. Он отрезал второй кусок своего тела — и чаша весов все-таки не колебалась. И третий кусок тела Будды не перевесил голубки. Тогда Будда обра­ тился мысленно к звездам, и вскоре лицо его просияло радостью. Он сам встал на чашу весов, предлагая всего себя взамен спасаемой го­ лубки. И лишь тогда чаша весов уравновесилась. Нужно ли толковать глубокий смысл этой легенды? Я думаю, что нужно лишь со всею справедливостью сравнить ее с теми тысячами действительных, нелегендарных жертв и самопо­ жертвований, которые принесены не только с вашей стороны, но и со стороны всех ваших противников, среди которых многие и мно­ гие пали во имя тех же идеалов лучшего Будущего, но по-своему лишь понимали их. И вот почему мы, уцелевшие, обязаны со всею глубиной сознания нашей ответственности воплотить в наши дей­ ствия наилучшее, бескорыстнейшее понимание справедливости и продолжать творить культуру не только строительства технического и материального, но и высокую культуру духа. Только не одни слова нужны для этого, а все напряжение мус­ кулов и мысли, чтобы наконец-то приступить к действенному и чу­ десному творчеству истинно великой и необходимой, как свет солн­ ца, Первой Помощи Человеку, в которой он нуждается теперь как никогда. Ибо самые жуткие потрясения ослепленного ложными бо­ гами человечества еще впереди. Не только всеобщее предчувствие, не только всевозможные зна­ мения времени, потопы, глады, моры, войны и землетрясения, но и тысячи иных событий каждого дня воочию свидетельствую^, что час великого смятения идет на нас неумолимою волной всемирного испытания. Как же встретим мы его, если дух наш не способен об­ ратиться в легкий челн или в броню мудрого спокойствия? Как сможем мы приблизиться к вратам мировой Общины, если мы не будем знать, куда идем? В особенности вам, буревестники, поднявшие меч против соци­ альных зол, надлежит знать с непреложным мужеством, что у врат мировой Общины вы должны быть не только совершенно новыми, но и небывало прекрасными, как непознаваемо нова и невообразимо прекрасна будет новая эпоха бытия. XXVIII. К РАЗУМЕЮЩИМ Искатели лучшей правды, как капитаны дальнего плавания, сколько бы ни манили их новые берега, сколько бы ни задержива­ лись они на неизвестных островах, все-таки причал к родному бе­ регу является их лучшей пристанью. Так и поэт или мыслитель: лучшей находкой его может быть лишь тот живой источник, который выбивается из недр человечес­ кого разумения. Однако же часто случается так, что в лучших своих устремле­ ниях, в своих лучших радостях и достижениях поэт остается почти одинок. Однажды, будучи среди русских грузчиков в Константинополе, я наблюдал такую сцену: Один турок-«хамал» нес на своей спине огромный ящик с паро­ хода. Турок был уже не молодой, худой и небольшого роста. Но проч­ ный трап под ним сгибался и ноги его вот-вот, казалось, сломаются: так они были тонки и слабы по сравнению с непосильной тяжестью. Поплевывая с берега в воду, мои соотечественники пускали раз­ ные язвительные слова по адресу носильщика:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2