Сибирские Огни № 003 - 1991

па немногих великих людей были разоблачены и опозорены в преды­ дущие годы. Но мир не провалился именно потому, что в нем все- таки существовало несколько святых людей, а может быть, и пото­ му, что на сцену вовремя явилась полиция. Полиция арестовала поэ­ та, и хотя не нашла за ним ни одного из взведенных на него проступ­ ков, все-таки на всякий случай водворила его в дом умалишенных. И вот здесь-то, среди заключенных, мудрец понял, что он до­ пустил огромную ошибку. Ему не следовало выносить на суд лю­ дей свои сокровенные мысли. Но как всякий истинный мудрец, он решил свою ошибку обратить на благо все того же замечательного человечества. Воспользовавшись версией о самозванстве, он стал до­ казывать, что он действительно не тот поэт, за которого себя выда­ вал, а лишь воспользовался именем великого поэта. Более того: хотя все указанные в газетах обвинения не доказаны, но он сам чисто­ сердечно признается в них, и совершил их не столько по нужде, сколь­ ко из спортивного честолюбия, так как он, дескать, простой иска­ тель приключений из сословия парикмахеров. Конечно, в газетах появились новые сенсационные статьи. На этот раз в тюрьму к нему явилось еще большее количество корреспон­ дентов, среди которых множество чувствительных женщин, членов человеколюбивых обществ, и все единодушно признали, что в лице арестованного погибает талантливейший человек. Явились предпри­ имчивые люди, которые нашли хороший случай сделать на этом че­ ловеке деньги и показывать его за хорошую плату сначала в воде­ вильных театрах, а потом заключили с ним выгодный контракт в кино... Во всех газетах появились превосходные статьи и лучшие его портреты, и множество бедных людей имело случай заработать на нем деньги. Самое же главное — нашелся сметливый гражданин, ко­ торый за хорошие проценты дал поэту новую идею: разучить пяти­ минутный номер, в котором он должен изображать настоящего поз- та-мудреца, беседующего с пришедшими к нему грешниками. Муд­ рец согласился и на это и роль истинного мудреца исполнял беспо­ добно. Номер этот так понравился широкой публике, что и до сих пор не сходит со сцены, вызвав массовое подражание. Номер этот заканчивается следующей картиной. Одетый в шутовской, ярко расцвеченный наряд, который дол­ жен изображать наряд тибетского ламы, с прилепной длинной, лох­ матой, грязной льняной бородой, поэт садился на бутафорский об­ рыв над пропастью. На дне пропасти в темноте утопал переполнен­ ный теплой человечиною зрительный зал. Зал в темноте переставал дышать, когда к поэту выходил из леса бездомный лесной душегуб и хриплым, страшным голосом требовал спасения своей погубленной души. — Я убил тысячу невинных душ,— вращая страшными глаза­ ми, куражился лесной разбойник и размахивал перед лицом согбен­ ного старца фальшивыми орудиями преступления. — Если ты не ска­ жешь мне, как спасти мне душу,— я прибавлю к своей тысяче еще одну! Еле слышными словами отвечал ему мудрец: — Несчастный! Ты убил только одну душу — твою. И ты по­ знал, как бесцветен стал ум- и как ушла твоя радость... Пропасть зрительного зала наполнялась глухим рычанием потре­ воженного зверинца: там одобрили ответ всеобщим смехом. Тогда мудрец в смешной одежде, с шутовской» бородой повора­ чивался к зрительному залу и при мертвой тишине с глубокою тоской и со слезами в голосе провозглашал чуть слышно: — О, горе, горе тебе, род коварный и неверный. Истинно гово­ рю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу сему.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2