Сибирские Огни № 003 - 1991

ные идеалы, которые принесли на нашу планету Будда и Христос? Недаром же задолго до появления этих Учителей Света, древней­ ший и мудрейший царь израильтян Давид в одном из псалмов сво­ их с отчаянием изрек следующие стихи (даю их вам в славянском переводе): «Господь приниче на сыны человечестии видити аще есть разу- меваяй и взыскаяй Бога. Но вси уклонишася, вкупе неключимы бы- ша: несть творяй благостыню, несть ни единого» (Псалом 13 Давида). Между прочим, этот псалом написан на фронтоне маленькой ста­ ринной сибирской церкви в селе Кондусе, за Байкалом. В виде ил­ люстрации какой-то неведомый художник из ссыльных нарисовал над этими словами глаза, смотрящие на вас с такой глубокой грустью и вместе с глубочайшею нечеловеческой любовью. И вот пришел после Давида царский сын Готама, в течение вось­ мидесятилетней жизни своей настолько усовершенствовавший дух и разум человеческий, что этого совершенства до сих пор не мог достиг­ нуть ни один из смертных. И так мелочно и не умно отрицать ны­ не учение Будды только потому, что оно непонято до конца. Затем пришел сын плотника Иисус, друг рыбаков и заступник мытарей, и принес примером своей жертвы великое учение о любви и о свете радостного восхождения человека в иные сферы бытия. И никто более из смертных не мог даже правильно истолковать Его уче­ ние, которое, однако же, покрыло земной шар и в течение двух ты­ сяч лет было прибежищем главным образом «труждающих и обре­ мененных». И неужели вы, обнажившие меч в защиту тех же «труждаю­ щих и обремененных» и устремленные в своей идее к всеобщему благу человечества, неужели вы пройдете мимо совершеннейшего в мудрости и совершеннейшего в жертве? Вы скажете, у вас есть учитель Ленин и вы пойдете за ним. Хо­ рошо. Но тогда учение Ленина должно своим величием покрыть уче­ ние Христа и Будды и по целеустремленности своей должно быть, по крайней мере, не менее прекрасным. Так ли это, или вернее: так ли смотрите вы на учение Ленина? В интересах ваших собственных идей и достижений проверьте это со всею объективной добросовестностью, и тогда вы сами не только ответите на ваш вопрос: «Какое будущее ждет судьбу великой Русской революции?», но и сами предрешите и наметите реальные пути к этому будущему. Потому что нам, русским, принимающим на себя огромную от­ ветственность за все жертвы перед Будущим, придется нести крест подвига до тех пор, пока мы не почувствуем, что все эти жертвы мо­ гут быть искуплены не только сытостью рабочих и крестьян и че­ столюбием соревнования с другими государствами, но именно озарени­ ем дальнейшего пути труда такими прожекторами света и психичес­ кой энергии, чтобы поворотный пункт на пути мировой эволюции был убедителен и увлекателен для всех отставших от нее. А отстали от нее очень многие, и почти никто не видит, что ци­ вилизованное человечество лихорадочно спешит к катастрофичес­ кой всеобщей гибели. Лишь редкими, едва мерцающими в общей тьме огоньками светятся великие пророки и печальники за судьбы человечества. Ца и тех достоуважаемое человечество или беспощад­ но распинает, или делает своим посмешищем. Мне в прошлом году рассказали подлинную быль о судьбе од­ ного такого современного пророка. Я записал этот рассказ и озагла­ вил его: «Современное распятие». XXVI. СОВРЕМЕННОЕ РАСПЯТИЕ В один большой, с мировою славой город приехал мировой из­ вестности философ и поэт, кажется, из Индии или из таинственной северо-монгольской Шамбалы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2