Сибирские Огни № 003 - 1991
старик решился заколоть собственное дитя. Увел его, доверчивого, в лес, уже и дрова для костра нарубил и уже связал ребенка, чтоб за колоть. И уже нож занес над ним... Как вдруг Бог удержал его ру ку — вы, конечно, понимаете, что Бог этот был, вернее всего, сила изнутри самого полубезумного в тот момент старика — голос крови, голос сострадания к плачущему ребенку... Но так или иначе Бог ос вободил его от сыноубийства и указал на запутавшегося в чаще овна. Я не допускаю, чтобы это был вымысел. В ту древность едва ли люди были способны выдумать такую замечательную сказку. Оче видно, это была быль, и потому она поучительную свою мудрость пронесла через тысячелетия. Когда я думаю об этом, я не могу не восхищаться как готовностью Авраама, так и справедливостью его Бога. Но даже если эти предания — плод позднейшей фантазии, то и в этом случае — красота жертвы и готовности не подлежит сом нению потому, что в ней есть очарование извечного закона: отдать все самое бесценное прежде, нежели что-либо получить. Не осудите меня за столь длинное предисловие, но я хотел бы как-то шире и спокойнее оглядеться и обосновать свой ответ на ваш основной вопрос, к которому сейчас перехожу. Вы задаете мне вопрос: «Да знаете ли сами вы, сидящий в бур жуазной и благополучной Америке, какими шагами и куда идет Советская Россия?» Не знаю, чего больше в этом вопросе: торжества или тревоги. Но так как вы все время базируетесь на «Цементе» Гладкова и так как ко нец этого романа, несмотря на всю его торжественную празднич ность, в сущности, весьма трагичен (помните, в предпоследней главе тоску вычищенного из партии мыслителя Сергея и лицезрение най денного им в море мертвого ребенка?), то я думаю, что и в вашем во просе, хотя, видимо, и рассчитанном на оглушение меня, содержится большая доза тревоги за грядущее. Не знаю почему... Потому ли, что я нахожусь в сытой и благо получной Америке (отнюдь не буржуазной, а воистину трудящей ся стране!), или потому, что сижу сейчас в своей избе в лесу, на вы соком утесе, и изредка поглядываю на окружающую меня лиловую сталь осенних холмов, но я за будущее почему-то не боюсь. Напротив, именно потому, что в вашем сообщении о возникшем на Алтае строи тельстве я вижу фактическое подтверждение великолепного глад- ковского романа, я имею все основания не беспокоиться за будущее именно России и Сибири. Но должен сказать правду, что у самого Гладкова, несмотря на всю его опрятную культурность в языке, в рисунке и в характеристиках, несмотря на его большое благород ство, которое заставило его быть справедливым и к врагу — (хотя у художника не должно быть врагов, но Гладков, по понятным при чинам, не мог быть только художником. Он был и одним из самых усерднейших агитаторов коммунизма), — у Гладкова нету настоящей веры в будущее. Это самое грустное в его романе для всякого чита теля, который сочувствует успеху мирового объединения. А почему этого нет в романе Гладкова? Потому, очевидно, что этого нет во всем вашем слишком материалистическом коммунизме. Вы все, несмотря на рост вашего технического строительства, нуждаетесь в самой глав ной помощи — в помощи духовной. Да, да, да! Для вас это звучит парадоксально, но если русский коммунизм желает процветать и вести мир, он должен прежде всего вдохнуть в себя живую душу. Что стоила бы вся Российская революция с такими неисчисли мыми жертвами, если бы достижения ее были только одни мате риальные благополучия пролетариата? Целесообразно ли, что рус ский коммунизм как бы добровольно умаляет себя довольно узки ми, материалистическими достижениями? Он неизбежно должен углубляться, расширяться и расти, а если так, то может ли он ис ключать из цепи эволюции нашей планеты такие величайшие духов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2