Сибирские Огни № 003 - 1991

Пришлось скрываться «от самостийников, петлюровцев, от немцев и от рус­ ских». В сентябре 1920 года Гребенщиков плывет из Крыма в Турцию, где зара­ батывает на жизнь трудом плотника и грузчика. Оказавшись в Европе, он пуб­ ликует свои новые книги в русских издательствах Парижа и Берлина. Затем переезжает в Нью-Йорк, основывает издательство «Алатас», дабы «создавать и печатать книги, отражающие утверждение, оздоровление и укрепление жизни человеческой», В 1924 году в «Алатасе» выходит его первое фундаментальное произведение «Былина о Микуле Буяновиче» (Роман-эпопея в 3-х частях о русском народе последнего тридцатилетия). «В этой книге Гребенщиков сразу классик», — заявил Поль Буайе. «Эта книга — событие. Это слиток силы. Свет­ лая лесная Криница», — отозвался К. Бальмонт. «Простота, Красота и Бесстра­ шие окружают творчество Гребенщикова. Радуюсь Сибири, взрастившей этого Большого человека», — написал Н. К. Рерих. В этот период Гребенщиков сближается с Рерихом. На него оказывает огромное влияние как литературно-философское творчество, так и сама лич­ ность гениального художника, сочетавшая черты яркого общественного деятеля, вождя широкого культурного движения с качествами духовного подвижника и старца. Впоследствии он пишет о Рерихе — «друг, брат и учитель». Перебираясь в Америку, Гребенщиков знакомится также с первой книгой в будущем много­ томной «Живой Этики» — «Листы сада Мории (Зов)», опубликованной к тому времени Рерихом в Париже. Чтение потрясло его. Весь ‘ свой предшествующий жизненный путь он оценит как путь к этой книге. Потомок алтайских старове­ ров, в пламенной вести Братства гималайских Махатм он увидел огненное уче­ ние Святого духа, проповедуемого старцами легендарного Беловодья, чаянное многими поколениями предков. Широко образованный и глубоко религиозный человек, он обрел Живую Этику как необходимый человечеству новый завет, отвечающий высшим религиозным и философским устремлениям прошлого и современному состоянию человеческого знания. Вскоре писатель приобретает у Ильи Толстого небольшой участок земли в штате Коннектикут в 73 милях от Нью-Йорка, на реке Помпераг, где заклады­ вает русскую деревню Чураевку. В ней он пытается создать культурно-духов­ ную трудовую общину, на основы которой оказали влияние идеи Рериха и поло­ жения Живой Этики. В цели и задачи Чураевки вошли: создание «культурного уголка для отдыха, труда и единения тружеников Искусства, Науки и Литера­ туры»; положение «начала Практической Школы Жизни, целью которой дол­ жна быть помощь человеку проходить свой жизненный путь бережно, полезно и красиво»; всемерная помощь культурному и материальному росту России и Сибири, а также открытие при первой возможности «отделения Алатаса и Чу­ раевки в Сибири, на их родине, в горах Алтая». Здесь Гребенщиков продолжил создание главного произведения своей жизни — монументальной эпопеи «Чура- евы». Двенадцать томов романа — ступени духовного восхождения главного ге­ роя, чьим именем названа Чураевка и чей образ, по-видимому, во многом авто­ биографичен. Принципиальное влияние на развитие основной линии романа оказал опыт русского духовного подвижничества и Живая Этика. Об этом гово­ рят названия некоторых томов. Публикуемая книга «Гонец (Письма с Помперага о первой помощи челове­ ку)» написана и издана в Чураевке. Это письма Гребенщикова самым разным людям во все концы света. Заметное место в сборнике занимают письма поэту А. А. Грызову-Ачаиру (см. «Сибирские огни», 1989, № 11) и руководимым им молодежным объединениям «Костровые братья» и «Молодая Чураевка», возник­ шим под влиянием творчества и деятельности Гребенщикова. Особый интерес представляют также письма, посвященные «другу, брату и учителю» Н. К. Ре­ риху, в которых, не называя имени художника, Гребенщиков делится воспоми­ наниями о личном общении с” ним. При всем разнообразии содержания книга обладает удивительной цельностью. Картины народной жизни дооктябрьской России, судьбы эмиграции, воспоминания детства и гражданской войны, раз­ мышления о смысле жизни, о религии, науке и народном просвещении дают представление о широком и мудром мировоззрении. Затрагивая тончайшие струны души, книга о многом заставляет задуматься, осмыслить свое место в жизни. «Гонец», несомненно, принадлежит к «вечным книгам», которые, пережи­ вая время, всегда остаются нужными нам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2