Сибирские Огни № 003 - 1991
очень талантливой и образованной писательницей, принесла в жертву все свои способности, чтобы любимый ею человек закончил крупную художественную вещь. И эта вещь не появляется в печати по целому ряду трагических случайностей. Однако, я уверен, роман Н. Орлова по явится именно тогда, когда он будет более всего нужен и когда, быть может, тот же Риддерск, ныне начинающий греметь на всю Россию своей горной индустрией, будет воплощать в жизнь то волшебное техническое изобретение, которому посвящен роман Орлова. Если захотите, я могу прислать вам несколько отрывков для прочтения в вашем кружке. Как знать, быть может, мысль о создании той чудо- машины, на которой носятся в романе герои Николая Орлова, у кого- либо из российских техников уже рождается в мозгу и образы рома на помогут ей оформиться. Я потому заговорил об этом романе, что он является как бы продолжением романа Федора Гладкова «Це мент». Если там с огромным мастерством показана мощь созидатель ного труда, то в «Диктаторе» Орлова дана мощь человеческого ра зума, который в конце концов и учреждает мировую диктатуру и по коряет какофонию всемирных политических раздоров и кровопро литных войн. Ведь и гладковский рабочий, коммунист Глеб, не мог обойтись без творческого разума буржуазного инженера Клейста. Так что, как видите, ваши вопросы совсем не застают меня врас плох. Но я не хотел бы в ответ на них ограничиваться собственными рассуждениями, а потому давайте разберемся по порядку, чтобы да же и намека не было на бесполезный спор. Среди русской интелли генции всегда существовало мнение, будто из споров рождается ис тина. Мне же приходилось наблюдать, что из споров рождаются толь ко ссоры и взаимное непонимание. Поэтому, хотя ваши вопросы имеют строго допросный характер анкеты, я хотел бы видеть в них только полезную любознательность, тем более, что вы, видимо, достаточно начитанны. К сожалению, нашей встречи в Усть-Каменогорске я совсем не помню, так как тог да вы, вероятно, были совсем мальчиком. Итак, вы спрашиваете: «Как можете вы из своего прекрасного далека помочь нам проходить свой путь бережно, полезно и краси во? И как можем мы радостно творить мечту о светлом будущем, ког да мы не мечтатели, а практики?» Вы как раз живете среди гор и как раз работаете среди горня ков, которым отлично знакомы поиски в горах золотоносных белых кварцев. Когда вы спускаетесь куда-либо на равнину, скажем, по долине реки Иртыша ниже Усть-Каменогорска, и когда ваш взгляд невольно тянется за поисками белых скал — вы увидите за сто с лишком верст возвышающиеся над плоскогорием три конусообраз ные вершины, называемые Аиртау (по-казахски Виды-Гора), — не возникает ли у вас желание одолеть это стоверстное пространство, подняться на высоту и оттуда с какою-то орлиной зоркостью насла диться широтою горизонта? Это чувство, конечно, не всякому доступ но, но оно иногда вызывает ряд необычайных мыслей, которые у од них выливаются в звуки музыки или песни, у других в стихи, у треть их в красочные сочетания на полотне. Отчего это бывает? Отчего да же у древних наших предков, полудикарей, было стремление соз давать какие-либо памятники о себе, курганы, оставлять писаницы на камнях? Очевидно, есть у человека нечто, кроме его воли к жиз ни, кроме жажды к материальным благам, что влечет его к вечно му, к не смываемому временем, к не умирающему никогда началу. Не назовете ли вы это зовом далей, зовом будущего, велением зако на о бессмертии? Таким образом, мечта о будущем — есть уже на чало нашего бессмертия. И чем красивее эта мечта, чем действен нее ее воплощение в жизнь — тем она радостнее, а радость — это уже ощущение бессмертия. И разве не естественно, что человек должен учиться именно в действии проходить свой путь к этой радости и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2