Сибирские Огни № 003 - 1991
Георгий ГРЕБЕНЩИКОВ ГОНЕЦ ПИСЬМА С ПОМПЕРАГА Литературному имени Георгия Гребенщикова выпала особая судьба. Даже в наши дни — освещения многого, до сих пор скрытого под спудом и замалчивае мого, его имй за пределами Сибири ничего не говорит не просто читателю, но зачастую — филологу. Однако тот факт, что в его лиде мы имеем крупного, та лантливого русского писателя, не может подвергаться сомнению уже в силу высокой оценки его творчества Бальмонтом, Рахманиновым, Рерихом. В 1935 году Н. К. Рерих писал: «Уже приходилось писать о Пантеоне русского искусст ва и науки. Уже перечислялись великие имена Шаляпина, Стравинского, Стани славского, Павловой, Прокофьева, Бенуа, Яковлева, Фокина, Сомова, Ремизова, Бальмонта, Бунина, Мережковского, Гребенщикова, Куприна, Алданова... и всех бесчисленных замечательных деятелей искусства и науки, широко разбросан ных по всему миру». Не удивительно ли видеть в этом списке блистательных имен представителей русской культуры первой половины двадцатого столетия почти неведомого сегодня писателя? Ответ неоднозначен. По-видимому, здесь сыграли свою роль не только особенности творчества, но и образ жизни этого замечательного человека. Ибо как проповедник «Практической Школы Жизни, целью которой должна быть помощь человеку проходить свой жизненный путь бережно, полезно и красиво», он прилагал эти требования прежде всего к себе самому. Неутомимый созидатель красоты в окружающем мире и собственной душе, он стремился явить свой негромкий, но крепкий подвиг перед ликом Все вышнего и судом совести, и лишь потом поделиться светом с другими, неведо мыми, кто пожелает приобщиться к нему. Мы не будем здесь останавливаться на тех биографических моментах, ко торые нашли отражение в публикуемой книге. Отметим лишь основные вехи его творческой жизни. Литература увлекла младшего сына беднейшей алтайской кержацкой семьи с ранней юности. Различные издания охотно печатают его рассказы и новеллы, написанные живым народным языком, проникнутые красотой, многообразной в своем благородстве и варварстве, высоте и униженности народной жизни. Поэ зия представала в его произведениях как бы изнутри, завораживая ничем не приукрашенной и не очерненной подлинностью. Перед самой мировой войной в Петербурге выходит двухтомное собрание сочинений Гребенщикова «В просто рах Сибири». В 1914 году он становится фронтовым офицером 59-й пехотной ди визии. В трудных условиях пишет роман «Чураевы», ставший первой книгой многотомной эпопеи. Бурный 1917 год застал Гребенщикова на фронте. Он слу жит начальником 28-го Сибирского транспорта. Позже он вспоминал: «Протру била нам из тыла радость о Свободах, оказавшихся, увы, началом тяжких ис пытаний». Искатель истины и человеческого счастья, созидатель по натуре, с готовно стью приняв участие в обороне Родины от германского вторжения, он не мог участвовать в братоубийственной бойне. Нелегко пришлось писателю с «людь ми, взявшими на подозрение всех, имеющих какие-либо неписаные мысли».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2